Налоговая система Российской Федерации структура и принципы регулирования

Налоги возникли еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми человеческими потребностями. налоговая система возникла и развивается вместе с государством. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и таким образом становилось принудительной выплатой или побором. Пришедшие к нам из глубины веков налоги претерпели на своем долгом пути немало изменений. Виды, формы, количество и роль налогов эволюционировали вместе с развитием общества и государства. Соответственно менялось и представление о налогах.

Налог является одним из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. За счет налогов формируется бюджет, а он в свою очередь, определяет жизнь всех людей страны. Каждая организация (юридическое лицо), каждый совершеннолетний работающий гражданин (физическое лицо) являются налогоплательщиками, хотя и в России налогоплательщики активно уклоняются от налогов.

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач, вот почему сбалансированность и обоснованность системы налогов и сборов имеет большое значение в любом государстве.

Современная российская налоговая система сложилась на рубеже 1991-1992гг., в период политического противостояния, кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране - все эти факторы непосредственно повлияли на ее становление. Существующая российская налоговая система, несомненно, создавалась на базе зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре, системе налогов и принципов построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения.

Налоговая система Российской Федерации в настоящее время находится на завершающем этапе своего формирования. Вот почему особое значение приобретают вопросы уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы, их научная систематизация, а также изучение взглядов ведущих ученых и исследователей этой области знания.

Проведение рыночных преобразований в экономике не мыслимо без создания эффективной системы налогообложения. Эта система - основной проводник государственных интересов при регулировании экономики, формировании доходов бюджета, ограничении роста цен и торможении инфляции во всех странах с социально ориентированной рыночной экономикой. Выражая экономические интересы участников воспроизводственного процесса, налоговая система обеспечивает их равновесие, а тем самым и общественный процесс.

Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории налоговой системы, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания.

Цель исследования состоит в комплексном изучении и отражении современного состояния проблем и закономерностей ответственности налогоплательщиков в Российской Федерации, разработке рекомендаций по улучшению ее законодательного регулирования.

Основными задачами в соответствии с целью являются:

- изучение истории возникновения налоговой системы в РФ;

- выявление сущности налогов и определение их роли в экономике государства;

- сравнение налоговой системы РФ с налоговыми системами зарубежных стран;

- изучение структуры налоговой системы РФ;

- анализ нормативно-правовых актов, регулирующих процесс налогообложения в РФ;

- изучение основных видов преступлений в налоговой сфере и ответственности за их совершение;

Объектом исследования выступает налоговая система РФ.

Предметом исследования является совокупность отношений возникающих между субъектами налогообложения по поводу ответственности за нарушение налогового законодательства.

К изучению особенностей налогообложения в России обращались такие известные дореволюционные историки, как Д.И. Иловайский, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, И.Г. Прыжов, В.Н. Татищев и др., а также маститые экономисты: Э.Я. Бретель, И.Я. Горлов, В.П. Дьяченко, П.И. Лященко, И.Х. Озеров, В.Н. и др.Среди юристов в той или иной мере указанные вопросы исследовали С.В. Зaвaдcкий, Б.П. Распопов, , А.Ф. Кисляковский, и др.

Информационную базу для проведения исследования составили научные труды М. Буланже, А.В. Брызгалина, И.С. Зуйкова, Л.В. Зуйковой, А.Д. Meльника, А.А. Тедеева, В.А. Тимошенко, Ю.П. Титoвa, А.В.Толкушкина, И.В. Торопицына, Д.Г. Черника и др.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе данного исследования приводится понятие налоговой системы РФ.

Во второй главе проведен анализ нормативно-правовой базы регулирования налогообложения в РФ.

Третья глава включает изучение ответственности за нарушение налогового законодательства в РФ.

Глава 1. Понятие налоговой системы


    Камеральная налоговая проверка

    Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

    Классификация рисков деятельности

    Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

    Место и роль бюджета

    Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.