Налог на добавленную стоимость (НДС)

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. N 1319-XII "О налоге на добавленную стоимость" (в редакции Закона Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. N 449-З; далее - Закон о НДС) плательщиками НДС являются, в частности, организации, определенные пунктом 2 статьи 13 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь <1>, а также индивидуальные предприниматели с учетом особенностей, установленных статьей 1-1 Закона о НДС.

<1> "2. Под организациями понимаются:

.1. юридические лица Республики Беларусь;

.2. иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;

.3. простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);

.4. хозяйственные группы".

Объектами налогообложения признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, в том числе по их безвозмездной передаче (подп. 1.1.4 п. 1 ст. 2 Закона о НДС).

Для целей Закона о НДС под безвозмездной передачей понимаются передача товаров (работ, услуг), имущественных прав без оплаты и освобождение от обязанности их оплаты. В свою очередь, не признаются реализацией товаров отчуждение имущества в результате реквизиции, конфискации, по решению суда в порядке взыскания налогов, сборов (пошлин), пеней, штрафов за совершение административных правонарушений и (или) преступлений, передача права собственности на имущество в результате наследования, а также принятие государством бесхозяйного имущества и кладов.

Таким образом, поскольку предметом спонсорской помощи согласно части первой пункта 1 Указа N 300 могут выступать товары (имущество), работы, услуги, следовательно, обороты по их передаче в виде безвозмездной (спонсорской) помощи подлежат обложению НДС.

При этом надо иметь в виду, что в подпункте 1.16 пункта 1 статьи 3 Закона о НДС установлены случаи, когда безвозмездная передача не признается объектом налогообложения и не подлежит налогообложению. Так, не признается объектом и не подлежит обложению НДС передача имущества в пределах одного собственника по его решению или по решению уполномоченного им органа.

Необходимо также отметить, что для целей исчисления НДС к товарам не относятся деньги и имущественные права (п. 1-1 ст. 2 Закона о НДС). Кроме того, в силу положений пункта 5 статьи 6 названного Закона при определении налоговой базы не учитываются полученные плательщиком средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) и имущественных прав.

Отсюда следует, что безвозмездная (спонсорская) помощь, оказываемая белорусскими спонсорами в виде денежных средств (в том числе в иностранной валюте) и имущественных прав, НДС не облагается.


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.