Нормативно правовое регулирование налогообложения
Налоговый кодекс призван решать следующие важнейшие задачи:
· построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
· развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный, региональный и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;
· создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансирование государственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства и граждан;
· снижение общего налогового бремени (до 32,4% ВВП) и уменьшение числа налогов;
· формирование единой налоговой правовой базы;
· совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.
Особо важными для налогоплательщиков являются положения Налогового кодекса о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для налога срок в банк платежное поручение при наличии достаточных средств на счете; запрете придавать обратную силу налоговому законодательству, ухудшающему положение налогоплательщиков, и требование об опубликовании актов законодательства о налогах и сборах не менее чем за один месяц до вступления их в силу. В соответствии с НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В то же время налогоплательщикам и плательщикам сборов гарантируется административная судебная защита их прав и законных интересов. С принятием НК в налоговую систему РФ впервые введено понятие налогового агента. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в соответствующих бюджет (внебюджетные фонды).
Также впервые в НК РФ вводится понятие представительства в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Представительство может осуществляться через законного или уполномоченного представителя.
Анализируя принятие и введение в действие части первой НК РФ можно сделать вывод, что оно явно носило скоропалительный характер, что не могло не повлиять негативно на качество самого текста этого основополагающего в области налогообложения документа. Кроме этого, пока не удалось решить одну из главных проблем: создать единую комплексную систему налогов в Российской Федерации, стабилизировать ее хотя бы в пределах одного финансового года, устранить противоречия в законодательных актах.
Но, безусловно, в НК РФ содержится очень много положительного, что будет содействовать развитию экономики России, упорядочению взаимоотношений государственных органов с функционирующими на рынке хозяйственными субъектами.
Вторая глава Налогового кодекса РФ посвящена отдельным видам налогов.
Так, глава 21 посвящена налогу на добавленную стоимость, 22 - акцизам, 23 - налогу на доходы физических лиц, 25 - налогу на прибыль предприятий и организаций, 26 - налогу на добычу полезных ископаемых, 26.1 - системе налогообложения для сельскохозяйственных производителей, 26.2 - упрощенной системе налогообложения, 26.3 - системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, 25.4 - системе налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, 27 - налогу с продаж, 28 - транспортному налогу, 29 - налогу на игорный бизнес, 30 -налогу на имущество организаций. В этих главах раскрывается полная база по понятию, исчислению и платежу каждого налога. Более конкретные положения разъясняются письмами и приказами Министерства РФ по налогам и сборам, например, методические рекомендации по применению каждой главы части 2 НК РФ, рекомендации по исчислению и уплате каждого налога, заполнению налоговых деклараций и другие вопросы применения основ налогообложения.