Система налогообложения предприятий на территории РФ

Попытка ввести имущественные платежи предпринимались в нашей стране и ранее. Так, например, в конце 70-х годов была введена плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, но этот платеж в корне отличался от налога на имущество, как объектом налогообложения, так и размером ставки и, самое главное, источником платежа. По предварительным подсчетам при введении налога на имущество предполагалось получить в доход бюджета не более 7 млрд. руб., что составляло мизерный процент от общих налоговых поступлений. Однако эти расчеты делались из первоначальной ставки 0,5% балансовой стоимости имущества, которая в конце 1991 г. (закон РФ от 13 декабря 1991 г. №2030-1 «О налоге на имущество предприятий»), далеко не соответствовала рыночным понятиям, а регулярные переоценки начались лишь с 1992 г. Поэтому даже широкая налогооблагаемая база (в первоначальном варианте в нее попадали денежные средства предприятия) не давала достаточных поступлений в бюджет.

Постепенно проходило совершенствование налогового законодательства, а точнее сужалась налогооблагаемая база и повышалась налоговая ставка с одновременной переоценкой основных фондов, что позволило превратить налог на имущество в мощный источник доходов субъектов Российской Федерации.

Плательщиками налога на имущество так же являлись: предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе и с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, и т. д.

В соответствии с Инструкцией Госналогслужбы РФ от 8 июня 1995 года «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» (с изменениями и дополнениями от 12.07.95 г. и 9.10.95 г). Объектом налогообложения стали являться: основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства: нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы для целей налогообложения учитывались по остаточной, стоимости. Для целей налогообложения определялась среднегодовая стоимость имущества предприятия. Среднегодовая стоимость имущества предприятия за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год), определялась путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчётного года и на первое - число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.

Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не мог превышать 2% от налогооблагаемой базы. Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливались законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Исчисленная сумма налога вносилась в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке и относилась на финансовые результаты деятельности предприятия.

С введением главы 30 в Налоговый Кодекс непосредственно регулирующей вопросы налогообложения организации, вступившей с 1 января 2004г., вводятся новые нормы данного налога. Так налог на имущество устанавливается законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с момента введения в действие. Налог на имущество организаций является прямым. Он вносится в бюджет в обязательном и первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности организации. То есть, как верно отмечает Н.В.Миляков, данный налог, несмотря на то, что он принадлежит к категории прямых, и потому зависит от результатов хозяйственной деятельности плательщика, уплачивается даже в том случае, когда финансовый результат деятельности за отчетный период принимает форму убытка. Очевидно, что в системе имущественного налогообложения налог на имущество организаций стал занимать центральное место. Его доля в общей сумме поступлений от имущественных налогов составляет более 95%, хотя удельный вес в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации невысок - около 5% и не имеет существенного значения, в отличие, например, от налога на имущество корпораций за рубежом. В соответствии с нормами налогового законодательства, законодательный (представительный) орган государства РФ при установлении регионального налога вправе определить:

налоговую ставку в пределах, закрепленных НК РФ;

порядок и сроки уплаты налога;

налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Юридическая форма установления регионального налога, согласно п.4 ст.1, абз.1 п.3 ст.12 НК РФ и п.п. «д.» п.2 ст.5 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Региональный налог имеет только одну форму юридического установления - форму закона субъекта РФ об этом налоге.

Перейти на страницу:
1 2


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.