Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации
Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита и расходы бюджета подлежат бюджетному учету, основанному на едином плане счетов. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой.
Кассовое использование бюджета осуществляют кредитные организации, надзор за исполнением бюджета возложен на органы, осуществляющие финансовый контроль.
Организация и контроль составления отчета об исполнении отчета возлагается на Правительство Российской Федерации по федеральному бюджету, правительство либо администрацию субъекта федерации, по бюджету соответствующего субъекта. Составляют акты финансовые органы.
В процессе исполнения бюджета все доходы, расходы, дефицит бюджета, а также все операции регистрируются в бюджетном учете, организуемом и осуществляемом финансовыми органами.
Контроль за исполнением бюджета - важный этап бюджетного процесса, осуществляемый представительными органами власти, Счетной Палатой и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами. Бюджетный контроль может быть дифференцирован в зависимости от контролирующих органов на государственный (парламентский) контроль, ведомственный контроль и аудит.
Отдельно в заключение представляется важным освятить некоторые проблемы в области бюджетного процесса. Ситуация в экономике и в бюджете в настоящее время настолько критична, что без кардинальных изменений как в самой экономике, так и в организации бюджетного процесса никак не обойтись, и это очень сложная работа.
Необходимо, с одной стороны, безусловное исполнение социальных обязательств перед населением, с другой - существенная экономия бюджетных средств. Экономить за счет чего? Огромный ресурс дополнительных бюджетных средств имеется в организации бюджетного процесса. Реформа организации бюджетного процесса призвана обеспечить стимулирование экономического роста за счет тесной увязки бюджетных расходов с приоритетами государственной политики. Главная цель - повышение эффективности государственных расходов: достижение результатов с меньшими затратами.
К сожалению, говорить об эффективности государственных расходов сегодня не приходится. В рамках реформирования бюджетного процесса удалось перейти на среднесрочное планирование, в части составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, произведено детальное описание полномочий участников бюджетного процесса, осуществлен переход на утверждение основных позиций бюджетной классификации не отдельным законом, а Бюджетным кодексом, внедрено планирование бюджетных обязательств на основе разделения их на действующие и принимаемые обязательства.
Недостатки бюджетного планирования влекут за собой крайне неритмичное освоение бюджетных средств по всем отраслевым расходам бюджета. Необходимо повысить уровень объективности и достоверности прогнозирования бюджетных показателей, поскольку эффективность использования бюджетных средств напрямую зависит от качества бюджетного планирования. Применение программно-целевого планирования до сих пор ограничивается только разработкой и реализацией федеральных целевых программ. Сформированы новые подходы к финансированию бюджетных инвестиций, направляемых на повышение самостоятельности и ответственности регионов и главных распорядителей бюджетных средств в вопросах формирования и исполнения инвестиционной политики. Но практика реализации государственной политики в области бюджетных инвестиций в последние годы показала, что имеется ряд существенных недостатков в сфере принятия и реализации как федеральных целевых программ, так и Федеральной адресной инвестиционной программы. Значительно затруднена процедура прохождения документов в федеральных органах из-за большого количества инстанций, с которыми они должны быть согласованы. Наличие административных барьеров увеличивает сроки согласования и утверждения документации. Существенным недостатком является несвоевременное открытие бюджетного финансирования на реализацию запланированных мероприятий, а также неравномерность поступления средств на эти цели в течение финансового года. Недостаточно обеспечено участие субъектов Российской Федерации в формировании перечня строек и объектов, что не позволяет в полной мере учесть интересы и приоритеты регионов. Структура и этапы бюджетного процесса и технологические приемы, сопровождающие эти этапы необходимо более точно определять в рамках таких способов формирования и исполнения бюджета, систем государственного финансового контроля, которые в конкретных экономических условиях каждого региона страны позволят эффективно распорядиться бюджетным потенциалом как по стране в целом, так и в регионах. Имеет место и несвоевременное доведение до субъектов Российской Федерации информации, а также отсутствие четкой схемы подачи необходимых документов в федеральные ведомства. Это ведет к тому, что регионы направляют свои бюджетные заявки с опозданием либо неправильно оформленные. Исходя из вышеизложенного, следует, что программно-целевое планирование должно стать в самое ближайшее время основой всего бюджетного планирования. Для этого необходимо принять меры к ускорению внедрения программно-целевого принципа бюджетного планирования на основе формирования долгосрочных целевых программ, что предполагает формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов. К сожалению, до сих пор не создана система полноценного мониторинга эффективности бюджетных ассигнований, не разработаны и законодательно не утверждены оценочные показатели. Требуется ускорить работу в этом направлении с тем, чтобы распределять бюджетные ресурсы только в прямой зависимости от достижения конкретных результатов. По данным Счетной палаты, в 2008 - 2009 годах имела место определенная несбалансированность между свободными денежными средствами, которыми располагали государственные корпорации, и реальными потребностями в их использовании. Недопустима ситуация, когда бюджетные средства не используются корпорациями по целевому назначению и находятся на депозитных счетах в коммерческих банках.