Налогообложение налоговых резидентов Республики Беларусь

Пунктом 3 статьи 156 НК определено, что для доходов, в отношении которых ставки подоходного налога с физических лиц установлены пунктами 1, 3 и 4 статьи 173 НК, налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, применяемых последовательно в соответствии со статьями 164 - 166 и 168 НК, с учетом особенностей, предусмотренных главой 16 НК.

Стандартные налоговые вычеты, установленные статьей 164 НК, предоставляются плательщику нанимателем по месту основной работы (службы, учебы) плательщика, а при отсутствии места основной работы (службы, учебы) - налоговым агентом по письменному заявлению плательщика при предъявлении трудовой книжки (при отсутствии трудовой книжки - по письменному заявлению плательщика с указанием причины ее отсутствия).

Налогообложение подоходным налогом с физических лиц доходов, полученных в виде дивидендов, признаваемых таковыми в соответствии со статьей 35 НК, производится с учетом следующих особенностей:

дивиденды, полученные от источников за пределами территории Республики Беларусь, подлежат налогообложению подоходным налогом с физических лиц в порядке, установленном статьей 178 НК;

если источником дивидендов является белорусская организация, то эта организация признается налоговым агентом и определяет сумму подоходного налога с физических лиц отдельно по каждому плательщику применительно к каждой выплате указанных доходов исходя из налоговой базы, определяемой в порядке, установленном пунктом 4 статьи 141 и пунктом 3 статьи 156 НК (ст. 159 НК).

Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере 12%, если иное не определено статьей 173 НК.

Датой начисления дивидендов является дата принятия решения о распределении прибыли путем объявления и выплаты дивидендов, а по дивидендам, начисленным унитарными предприятиями, и доходам, приравненным к дивидендам, - дата отражения в бухгалтерском учете обязательств по выплате (передаче) соответственно дивидендов и доходов, приравненных к дивидендам.

При получении доходов от нескольких налоговых агентов стандартные налоговые вычеты предоставляются по выбору плательщика только одним налоговым агентом (п. 3 ст. 164 НК).

Информация о предоставлении плательщикам стандартных налоговых вычетов в случаях, указанных в части 2 пункта 3 статьи 164 НК, направляется налоговым агентом в налоговый орган по месту постановки его на учет по форме и в сроки, установленные Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Таким образом, если физическое лицо получает дивиденды от организации, являющейся местом его основной работы, то при исчислении налоговой базы по подоходному налогу по доходам в виде дивидендов применяются стандартные налоговые вычеты (налоговая база определяется суммарно по всем доходам, облагаемым по ставке 12%). Сумма дохода в виде дивидендов, подлежащих налогообложению, включается в налоговую базу для применения стандартного налогового вычета согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 164 НК (т.е. включается в сумму дохода, сравниваемую с предельной величиной 1766000 руб.).

Налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога с физических лиц не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода и (или) дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях, не предусмотренных пунктом 9 статьи 175 НК, налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет исчисленные и удержанные суммы подоходного налога с физических лиц не позднее:

дня, следующего за днем фактического получения плательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме;

дня, следующего за днем фактического удержания исчисленных сумм подоходного налога с физических лиц, - для доходов, полученных плательщиком в натуральной форме.


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.