Налог на добавленную стоимость

Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее - НК).

Положения главы 12 НК, определяющие порядок исчисления и вычета НДС по договорам аренды (финансовой аренды (лизинга)), применяются также в отношении договоров найма жилого помещения и безвозмездного пользования (п. 3 ст. 93 НК).

Освобождаются от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь:

оказываемых физическим лицам жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом Республики Беларусь (подп. 1.11 п. 1 ст. 94 НК);

объектов жилищного фонда, не завершенных строительством объектов жилищного строительства и работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок по перечню таких работ, утверждаемому Президентом Республики Беларусь (подп. 1.12 п. 1 ст. 94 НК).

Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. N 138 "О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями; далее - Указ N 138) установлено, что на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения НДС обороты по реализации:

работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок согласно приложению 1 к Указу N 138;

жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг, оказываемых физическим лицам, в том числе через организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, и иные организации, заключившие договоры на оказание этих услуг физическим лицам, согласно приложению 2 к Указу N 138.

Следовательно, обороты по жилищно-коммунальным и эксплуатационным услугам, оказываемым физическим лицам, а также работам по строительству и ремонту жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок, приведенным в перечнях согласно приложениям 1 и 2 к Указу N 138, подлежат освобождению от НДС.

Налоговая база НДС определяется исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 4 ст. 97 НК).

При определении налоговой базы НДС не учитываются полученные плательщиком средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, в том числе средства, поступившие из бюджета либо государственных внебюджетных фондов и использованные по целевому назначению, за исключением средств, поступающих из бюджета либо указанных фондов в качестве оплаты за реализованные плательщиком товары (работы, услуги), имущественные права (п. 5 ст. 97 НК).

Письмом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 11 марта 2010 г. N 2-1-9/1009 "О налогообложении" разъяснено, что дотации (субсидии), полученные на финансирование затрат или покрытие убытков, не связаны с оплатой товаров (работ, услуг), имущественных прав и соответственно не увеличивают налоговую базу по НДС и не подлежат отражению в налоговой декларации (расчете) по НДС.


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.