Сущность, содержание и роль бюджетного управления организацией

Бюджетное управление, по мнению автора, следует рассматривать как синоним системы бюджетирования. Оно включает комплекс определенных видов деятельности (работ) в информационной системе сбалансированных бюджетов, используемых в управлении предприятием. Бюджетное управление - это процесс обеспечения связей между стратегическими целями, с одной стороны, и стратегическим планированием и учетом, контролем и анализом, с другой стороны.

Современные организационные структуры предприятия должны соответствовать требованиям оперативного и стратегического управления, главным свойством которых является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям окружающей внешней среды. Современная концепция развития структур управления предполагает переосмысление и трансформацию бизнеса организации для более тесной координации деятельности ее функциональных частей и повышения их гибкости. В этой связи на первый план встает проблема внедрения прогрессивных структур управления, которые способны адекватно реагировать на рыночные запросы потребителей, находить новые пути расширения и развития предприятия, тесно взаимодействовать с партнерами на международном, региональном, отраслевом и общероссийском уровне. Названные проблемы призваны решить процессно-ориентированные структуры управления.

В процессно-ориентированных организационных структурах бюджетное управление - это бюджетирование на основе действий, т.е. коллективный процесс управления системой предприятия, позволяющий согласовать деятельность структур предприятия, его поставщиков и покупателей и подчинить ее общей стратегической цели[88, с 9]. С помощью построения процессно-ориентированного бюджетирования можно не только определить объем потребляемых ресурсов, но и, используя соответствующие показатели результативности, осуществить контроль за владельцами процессов, оценить и проанализировать эффективность отдельно взятого процесса в достижении стратегических целей.

Процессно-ориентированное бюджетирование (Activity Based Budgeting - ABB) концентрирует внимание на операциях, осуществляемых в рамках бизнес-процессов. Это не только планирование, такое бюджетирование тесно взаимосвязано с учетом, контролем и анализом, поэтому его следует рассматривать как процесс бюджетного управления.

При построении бюджетного управления в процессно-ориентированных структурах предприятия возникает необходимость пересмотра его финансовой структуры. "Формирование организационной структуры зачастую приходится делать итерационно, перестраивая финансовую структуру и внося корректировки в случае выявления недочетов при постановке системы бюджетного управления. Постановка бюджетного управления предусматривает: разработку финансовой структуры компании; разработку бюджетной структуры компании"[83, с 190].

В экономической литературе представлены различные подходы к разработке финансовой структуры организации.

В своей работе К.В. Щиборщ в понятие "организационная финансовая структура" включает количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входят разработка, контроль, анализ бюджета предприятия, а также совокупность структурных подразделений, являющихся объектами бюджетирования, т.е. центрами ответственности, которым назначается бюджетный план и которые отвечают за его выполнение[108, с 256].

Группа исследователей (В.Е. Хруцкий, Т.В. Сизова, В.В. Гамаюмов) в совместной работе рассматривают финансовую структуру как набор бизнесов и (или) других сфер финансовой деятельности (доходы и расходы, только расходы, определенные финансовые показатели и т.п.), распределенных между структурными подразделениями предприятия, выступающими в качестве объектов бюджетирования. Авторы выделяют в финансовой структуре центры прибыли, убытков, доходов и расходов, затрат и т.д., которые сгруппированы в три основные группы структурных подразделений - объекты бюджетирования: центры финансовой ответственности, финансового учета и затрат[102, с 400].

По мнению Е.В. Зубаревой, финансовая структура - организация центров ответственности, определяющая их подчиненность, полномочия и ответственность, предназначенная для управления деятельностью организации, которая разрабатывается на основе ее организационной структуры. С этой целью из организационных структурных подразделений организации формируют центры финансовой ответственности[38, с 46].

Перейти на страницу:
1 2 3


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.