Совершенствование налогообложения доходов физических лиц в РФ

Создание Налогового кодекса преследовало много целей. Одной из них является выведение высоких доходов физических лиц из теневого оборота, то есть их легализация. Для достижения этой цели вводится единая ставка подоходного налога, вводятся дополнительные имущественные и социальные вычеты, а также особый порядок их предоставления. Однако, эти меры, в частности единую ставку налога, можно рассматривать лишь в качестве временных, так как задачи подъема отечественной экономики, в общем, и улучшения благосостояния граждан в частности не могут быть решены только в рамках Налогового Кодекса.

Необходимо упомянуть о том, что на введение единой ставки подоходного налога имеется и противоположное мнение. Отсутствие прогрессивной шкалы нарушает элементарный принцип справедливости обложения. В сложившейся ситуации будет происходить равное обложение в условиях большой дифференциации доходов, особенно такой, как в России.

Если учесть, что после снижения ставки налога на доходы физических лиц доходы федерального бюджета за первые два месяца 2001 года возросли на 70 процентов, то можно говорить о том, что проводимая в России реформа налогового законодательства уже начала приносить результаты.

Взимаемый в настоящее время налог на доходы физических лиц широко озвучен в главе 23 НК РФ. Также, по моему мнению, немаловажно что данный налог имеет статус федерального налога, в соответствии с ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ". НК РФ достаточно четко разграничивает различные виды доходов физических лиц, устанавливает особенности исчисления и взимания налога с этих доходов.

Данная концепция налогообложения доходов физических лиц имеет целью снизить налоговое бремя налогоплательщиков за счет увеличения количества и размеров налоговых льгот, а также введения единой налоговой ставки в размере 13 процентов при налогообложении большей части доходов физических лиц. Налоговые вычеты сгруппированы на стандартные, социальные имущественные и профессиональные.

Наличие льгот и вычетов обеспечивает некоторую прогрессивность налога даже при простой ставке, так как чем выше уровень дохода налогоплательщика, тем меньшую долю в его доходе составляет необлагаемая часть и тем выше средняя ставка налога на доходы.

Стоит отметить, что при низком уровне дохода населения основным источником налогообложения является заработная плата. Размеры же других видов доходов зачастую трудно оценить по причине того, что не создано четкой правовой базы. Кроме того, требуется определенное время для того, чтобы удержания с этих видов доходов стали эффективным налоговым рычагом. Практически невозможно рассчитать и обложить налогом условный доход, получаемый налогоплательщиком от использования собственной квартиры, дома, автомобиля. Поэтому налог на доходы - не единственный налог с населения, он дополняется другими налогами - земельным, налогом на имущество, налогом с денежного капитала, домовым, промысловым и т.д.

Приложение 1

Функциональная структура ИФНС по г. Чебоксары

Наименование отдела

Задачи, выполняемые отделом

Отдел финансового и общего обеспечения

- Общее делопроизводство. Прием, отправка и обработка корреспонденции на бумажных носителях и в электронном виде по каналам связи. - Делопроизводство по документам для служебного пользования и ограниченного доступа. - Формирование и ведение архива документов инспекции. - Организация обмена корреспонденцией по электронной почте. - Массовая печать и размножение документов. - Доставка документов (корреспонденции) до организаций, учреждений в черте города. - Подбор, назначение, перемещение, увольнение персонала. - Работа с письмами, жалобами, заявлениями граждан по кадровым вопросам в соответствии с установленным порядком. - Обеспечение охраны труда и многое другое.

Отдел регистрации и учета

- Государственная регистрация юридических лиц, в том числе принятие решения о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) либо об отказе в государственной регистрации. - Учет налогоплательщиков, в том числе постановка на учет налогоплательщиков, снятие с учета налогоплательщиков, внесение изменений в их учетные данные, привлечение к постановке на учет налогоплательщиков, не состоящих на учете. - Ведение территориального раздела ЕГРН, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестр сведений и ежедневное формирование массивов для передачи данных на вышестоящий уровень. - Подготовка и передача в юридический отдел материалов для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях, нарушениях законодательства о налогах и сборах и государственной регистрации. - Координация работ по инициированию процедуры ликвидации юридических лиц. - Подготовка информации о налогоплательщиках для предъявления исков в судебные органы о ликвидации юридического лица или признании недействительной государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. - Формирование для публикации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также сведений об ИНН налогоплательщиков, сериях и номерах свидетельств, признанных недействительными. - Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела.

Юридический отдел

- Правовая экспертиза документов, подготавливаемых в инспекции, и оказание правовой помощи подразделениям инспекции по вопросам применения законодательства Российской Федерации. - Рассмотрение, систематизация и анализ жалоб налогоплательщиков. - Подготовка проектов решений по результатам налоговых проверок. - Производство, участие и юридическое сопровождение дел о налоговых и административных правонарушениях, нарушениях законодательства о налогах и сборах с последующим представлением на утверждение руководителю. - Оформление и предъявление в суды общей юрисдикции и арбитражные суды исков по всем основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации. - Защита государственных интересов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. - Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела.

Отдел работы с налогоплательщиками

- Прием от налогоплательщиков налоговой и бухгалтерской отчетности на бумажных и магнитных носителях. - Прием от налогоплательщиков налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи. - Прием заявлений и др. документов на регистрацию, снятие с учета контрольно-кассовой техники. - Прием заявлений и выдача свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. - Прием сведений о доходах физ. лиц от налоговых агентов и выдача протокола приема. - Прием заявлений, письменных обращений и др. документов от налогоплательщиков, относящихся к компетенции налоговых органов. - Выдача налогоплательщикам по их запросам справок и иных документов по вопросам, относящимся к компетенции налоговых органов. - Сверка расчетов налогоплательщика по налогам, сборам. - Выдача налогоплательщикам и налоговым агентам программных продуктов по формированию налоговой отчетности в электроном виде.

Отдел оперативного контроля

- Выявление организаций и физических лиц, осуществляющих деятельность на контролируемой территории, но не состоящих на учете в налоговых органах. - Контроль за производством, оборотом нефтепродуктов, этилового спирта, спиртосодержащей продукции. - Участие в производстве по делам об административных правонарушениях. - Осуществление проверки правильности уплаты и исчисления государственной пошлины. - Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела.

Отдел информационных технологий

- Обеспечение работоспособности аппаратной части, системного и прикладного программного обеспечения общего применения. - Консультирование пользователей прикладных программных средств общего применения. - Программно-техническое обеспечение технологических процессов приема-передачи информации в электронном виде при взаимодействии налоговых органов с другими ведомствами. - Организация антивирусной защиты информации.

Отдел учета, отчетности и анализа

- Взаимодействие с органами федерального казначейства, финансовыми органами Приморского края и органов местного самоуправления по вопросам учета доходов бюджетов. - Взаимодействие с государственными внебюджетными фондами по вопросам учета платежей (ответы на запросы). - Подготовка решений об открытии и закрытии карточек лицевых счетов при реорганизации и ликвидации организаций, изменении места учета налогоплательщиков. - Разрешение проблемных ситуаций с начислением пени, с невыясненными платежами.

Отдел урегулирования задолженности

- Контроль за уплатой административных штрафов, налагаемых налоговыми органами. Подготовка документов на возврат госпошлины по заявлениям налогоплательщиков. - Организация контроля за исполнением банками решений налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств и о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. - Работа с платежами в бюджет, задержанными неплатежеспособными банками. - Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела. - Направление требований об уплате налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

Отдел выездных проверок

- Планирование и подготовка выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. - Оформление результатов выездных налоговых проверок. - Рассмотрение представленных налогоплательщиками возражений (объяснений) по актам выездных налоговых проверок. - Взаимодействие с правоохранительными органами и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела. - Передача в юридический отдел материалов выездных налоговых проверок для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях. - Анализ схем уклонения от налогообложения, в т.ч. крупнейших и основных налогоплательщиков, выработка предложений по их предотвращению. - Анализ эффективности проведенных выездных налоговых проверок.

Отдел камеральных проверок

- Проведение камеральной проверки обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС. - Оформление результатов камеральной налоговой проверки. - Контроль за правильностью исчисления регулярных платежей за пользование недрами и иных обязательных платежей при пользовании природными ресурсами. - Контроль за правильностью исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. - Формирование информации о проведенных мероприятиях налогового контроля по проверке обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС при экспорте товаров. - Принятие мер к налогоплательщикам, не представившим налоговые декларации в установленный срок. - Передача в юридический отдел материалов камеральных налоговых проверок для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях. - Участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях). - Анализ схем ухода от налогообложения, в т.ч. крупнейших и основных налогоплательщиков, выработка предложений по их предотвращению. - Отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок и анализ эффективности данного отбора налогоплательщиков по результатам проведенных выездных налоговых проверок. - Информирование отдела регистрации и учета налогоплательщиков о наличии оснований для инициирования ликвидации налогоплательщиков - юридических лиц. - Взаимодействие с правоохранительными органами и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела. - Участие в подготовке ответов на письменные запросы налогоплательщиков. Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.