Роль налогов уплачиваемых физическими лицами в налоговой системе РФ
Налоговая система Дагестана постоянно совершенствовалась, вводились новые элементы в механизме налогообложения. Города и округа разделялись на разряды с учетом местоположения, качества земель, специализации и т.д. для дифференциации ставок налогов. В 1887 г. в Дагестанской области были введены следующие виды налогов: поземельный налог с землевладельцев, временный военный налог с мусульманского народа взамен отбывания воинской повинности и 20%-ный сбор с фабрично-заводских помещений. Введение новых налогов позволило унифицировать налоговые системы Дагестана и России.
В Дагестане, кроме денежной формы налогообложения населения, широко применялись натуральные повинности, такие, как: дорожная, квартирная, воинская, подводная. Натуральная форма налогообложения сохранила свое значение и в первые годы после становления Советской власти в Дагестане. В 1921 г. был установлен продовольственный налог.
Из-за низкого уровня развития материального производства важную роль в формировании доходов местных бюджетов в 1930-е гг. играли поступления прямых и косвенных налогов с населения. Среди обязательных платежей с населения ведущее место занимал культсбор - 9,3%, на втором месте находился сельхозналог - 8,4%. Добровольные платежи занимали 47% объема платежей с населения.
В 1942 г. Указом Президента Верховного Совета СССР «О местных налогах и сборах» были установлены:
1). налог со строений;
2). земельная рента;
3). сбор с владельцев транспортных средств;
4). сбор с владельцев скота;
5). разовый сбор на колхозных рынках.
С выходом данного Указа местные Советы Дагестана не принимали решения по местным налогам. Это было связано с тем, что в условиях войны и послевоенного восстановления народного хозяйства страны государство нуждалось в концентрации денежных средств в целях централизованного их использования.
Дальнейшее развитие бюджетное законодательство в области местного налогообложения получило в конце 50-х - в начале 60-х гг. В 1959 г. был издан Закон о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, который четко регламентировал бюджетные права Союза и республик, подвел под законодательную основу бюджетный процесс. В 1960-1961 гг. такие же законы были приняты в РСФСР и Дагестане, они являлись основой бюджетного права до 1991 г.1 В них было отмечено главное назначение местных налогов, заключающееся в обеспечении необходимыми денежными средствами финансирования хозяйственного и культурного строительства, осуществляемого местными органами власти на соответствующей территории.
В современных условиях местные налоги теоретически являются основным элементом экономического регулирования в регионе. Введение местных налогов и сборов позволяет более полно учесть разнообразные потребности и виды доходов для местных бюджетов.
В большинстве зарубежных стран местными налогами являются налоги, которые устанавливаются самостоятельно местными органами самоуправления, и платежи, которые полностью поступают в местные бюджеты. В этом смысле в России многие местные налоги не являются местными в полном смысле этого понятия, так как они устанавливаются федеральными органами власти и, более того, в ряде случаев поступают в местные бюджеты не в полном объеме.
В последние годы в условиях формирования рыночных отношений система местных налогов и сборов в РФ неоднократно изменялась как в сторону увеличения их количества, так и в сторону сокращения. В 1992 г. Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» было установлено право республиканских (в составе РФ), краевых, областных органов представительной власти на введение 3 видов региональных налогов и местных органов - на введение 21 вида местных налогов.
Налоги на имущество и, в первую очередь, или подарок, появились вместе с возникновением государства. Они существовали в государствах древней Византии и Рима.
Как правило, во все исторические времена и во всех государствах имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, особенно в крупных суммах, облагалось налогом в повышенных размерах, так как оно было нажито не в результате деятельности лица, получившего это имущество. Это было оправдано, тем более, что государство несло расходы по охране имущества граждан.
Введение в РФ с 1922 года налога на имущество, полученное в наследство или в виде подарка, не является чем-то новым в налоговой практике как зарубежных стран, так и в России. Подобные виды налогов есть в США, Англии, Франции, Италии, ФРГ, Японии, Болгарии, Польше, Румынии и в других странах. В СССР налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, был отменен с 1943 года.
Подоходное налогообложение не только выросло из поимущественного, но и стало заменой прямого личного налогообложения: подушного налога - в России, классного - в Европе. Причем некоторое время подоходный налог существовал вместе с поимущественным, перенимая исторический опыт взимания платежей. В Российской Федерации, как и во всех других государствах мира, существует разветвленная система налогов, взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, именуемых в Российском законодательстве с 1990-х гг. обобщенным термином - физические лица. Эта система в 1992 г. существенно изменилась. При сохранении наиболее крупного налога с физических лиц - подоходного налога, были отменены некоторые ранее установленные налоги, а именно: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, существовавший как дополнение к подоходному налогу; сельскохозяйственный налог; налог с владельцев строений. Однако взамен было установлено несколько новых платежей, поглотивших или преобразовавших прежние, а их перечень дополнен и новыми налогами.