Структура налоговых органов РФ
Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, в сферу полномочий которого, кроме указанных, включаются контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов.
Федеральная налоговая служба - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также обеспечивающий представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов России.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и другими организациями.
Структура налоговых органов соответствует федеративному устройству РФ. Налоговые органы имеют трехзвенную структуру: федеральный уровень (ФНС, т. е. центральный аппарат), уровень субъектов (Управления ФНС по субъектам), межрегиональные инспекции и муниципальные образования (инспекции МНС по районам, городам без районного деления и районам в городах), а также инспекции межрайонного уровня. Налоговые органы образуют единую централизованную систему с вертикальной структурой подчинения и назначения. Такое единство определено единством налоговой политики и необходимо для единообразного применения налогового законодательства. Оно обеспечивается тем, что функции контроля налогообложения осуществляют только органы ФНС. Кроме того, в НК РФ внесено дополнение о праве вышестоящего налогового органа, отменять решения нижестоящих налоговых органов, если эти решения не соответствуют законодательству о налогах и сборах.
Общая структура налоговых органов включает в себя звенья, действующие на межрегиональном и межрайонном уровнях. Это обусловливается спецификой экономической деятельности отдельных категорий налогоплательщиков, например, крупнейших предприятий. Их деятельность выходит за рамки территорий, контролируемых той или иной налоговой инспекцией, что вызывает необходимость осуществления комплекса мер на межрегиональном и межрайонном уровнях. К указанным звеньям относятся:
7 межрегиональных налоговых инспекций по федеральным округам;
ряд межрегиональных налоговых инспекций (МРНИ), создаваемых по отраслевому признаку - в определенных сферах, наиболее подверженных уклонению от уплаты налогов (межрегиональная инспекция по контролю в сферах алкогольной и табачной продукции, нефтяного бизнеса и др.), в настоящее время их 8;
межрайонные налоговые инспекции двух типов:
) контролирующие территорию нескольких административных районов (в целях экономии бюджетных средств, повышения эффективности контроля вследствие углубления разделения труда);
) контролирующие определенные категории налогоплательщиков.
Структура налоговых органов представлена на рисунке 1.1.
Ряд полномочий налоговых органов передан по законодательству таможенным органам, которые действуют строго в пределах своей компетенции.
Взаимоотношения между звеньями налоговой службы основаны на принципе вертикальной подотчетности (соподчиненности). Данный принцип означает, что непосредственно первому звену - ФТС - подотчетно второе - государственные налоговые органы по республикам, краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу, а второму звену - третье, низовое звено.