Ответственность за налоговые правонарушения

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет 3 года.

Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в Кодексе.

Одно и то же правонарушение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, не являющееся налоговым, в связи с чем налогоплательщик - физическое лицо за совершенное им деяние не может быть одновременно привлечен к налоговой и иной (например, административной) ответственности.

При решении вопроса об ответственности должностных лиц организаций-налогоплательщиков необходимо принимать во внимание, что указанные лица не являются субъектами налоговых правоотношений и поэтому не могут быть привлечены к ответственности в соответствии с положениями Кодекса. Они при наличии оснований могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности. При этом следует иметь в виду, что круг обязанностей должностных лиц в сфере налогообложения определяется в зависимости от круга обязанностей, возложенных законодательством о налогах и сборах на организации-налогоплательщиков, и не может быть расширен.

Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения повторно.

Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Эта обязанность возлагается на налоговые органы.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Предусмотренная Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает только в том случае, если данное правонарушение не содержит признаков состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации.

Налогоплательщик - физическое лицо может быть привлечен к ответственности за налоговое правонарушение только в том случае, если сумма неуплаченного налога будет менее 100 000 руб. иначе будет применяться уже не налоговая, а уголовная ответственность.

Если к ответственности за налоговое правонарушение привлекается организация, то независимо от этого ее должностные лица могут быть привлечены к административной, уголовной или иной ответственности, если в действиях этих лиц будет присутствовать состав соответствующего правонарушения.

Перечень смягчающих ответственность обстоятельств прописан в налоговом законодательстве и является открытым. Кроме тяжелых личных и семейных обстоятельств, угрозы или принуждения, материальная, служебная или иная зависимость лица в качестве смягчающих могут быть признаны и любые другие обстоятельства.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер налоговой санкции (штрафа) подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей за совершение налогового правонарушения. Это обязанность налоговых органов.

Перейти на страницу:
1 2 3


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.