Взаимодействие налогового и бухгалтерского учёта

Изначально характер взаимодействия бухгалтерской и налоговой системы России соответствовал континентальной концепции, но с течением времени, под воздействием изменения экономической, политической среды, трансформации целей правительства, и стремления российских компаний к выходу на мировой рынок и привлечению инвестиций, привело к нарастающему обособлению бухгалтерского учёта от налогового.

Утвердив главу 25 НК РФ, российское законодательство сделало выбор в пользу отделения налогового учёта от бухгалтерского. Последующее принятие «Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу» явилось причиной дальнейшего разделения двух учётов, в результате чего, организации-налогоплательщики вынуждены вести налоговый учет и представлять налоговые декларации для налогового контроля и формировать бухгалтерскую отчетность для всех пользователей. [15,с.105].

Основным стимулом к разделению налогового и бухгалтерского учёта является различие конечных целей. Основная цель бухгалтерского учёта - предоставление качественной, достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации для принятия пользователями финансовой отчётности экономических решений. При этом существенным элементом составления отчётности является профессиональное суждение бухгалтера, которое в свою очередь, обязано соответствовать принципам нейтральности и независимости.

Таким образом, данные бухгалтерского учёта нацелены на интересы инвесторов, кредиторов, банков. Данную группу субъектов интересует, прежде всего, платежеспособность организации, прибыль, дивидендная политика, величина задолженности. Иными словами, чем больше прибыль, чем выше платежеспособность и меньше задолженностей имеет организация, тем она привлекательней для инвесторов, тем больше вероятность получения кредитов от банков. Однако рост прибыли связан с ростом налогов, что в свою очередь снижает чистую прибыль.

Основная цель налогового учёта - обеспечение правильности исчисления и своевременности уплаты налоговых платежей. Следуя исключительно нормам налогового законодательства не является возможным предоставить финансовую отчётность, которая в полной мере, по сравнению с составленной по нормам бухгалтерского учёта являлась бы для инвесторов привлекательной [5, с. 105].

Исходя из целей, существуют 2 элемента, препятствующие полному синтезу двух учётных систем:

принцип осмотрительности. Данный принцип регламентирован порядком составления финансовой отчётности, однако абсолютно не применим к налоговому учёту, поскольку его реализация обязывает налогоплательщика занижать налоговую базу.

профессиональное суждение. Профессиональное суждение не применимо в целях налогообложения, поскольку имеет место быть прямая заинтересованность в уменьшении величины налоговых платежей.

В то же время, несмотря на наличие неустранимых различий, налоговый и бухгалтерский учёт строятся на единой экономической основе, а, следовательно, существует возможность их сближения.

Важным моментом в создании методологической базы для сближения является правильное понимание самого процесса. В данном случае имеется в виду не полный синтез с целью совмещения изначально различных целей, а нахождение общих методов исчисления и использование одних и тех же методик для получения результатов в рамках своей направленности. Сближение бухгалтерского и налогового учёта, прежде всего, приводит к снижению издержек ведения двух учётных систем.

В настоящее время, каждая организация имеет законодательно обусловленную возможность сделать выбор в отношении учтенных правил, а именно, будет ли проводится максимально возможное сближение бухгалтерского и налогового учёта. В таком случае, бухгалтерский учёт подстраивается под правила налогового. Это предполагает линейный способ начисления амортизации, одинаковый срок полезного использования, определённый согласно Классификатору основных средств, первоначальная стоимость не уменьшается на величину амортизационной премии, поскольку в бухгалтерском учёте такая возможность отсутствует, не используются повышающие коэффициенты.

Организация самостоятельно лишает себя возможности на основе законодательно разрешённых механизмов понизить налоговое бремя, в тоже время, перестает выполняться основная цель бухгалтерского учёта -формирование достоверной информации о реальном финансовом положении организации. Данный способ имеет также свои плюсы, поскольку нет необходимости ведения двух видов учётных систем, а, следовательно, нет необходимости в дополнительных трудозатратах, а также в их оплате. [16, с. 312]. налог планирование амортизация прибыль

Существование нескольких учётных систем приводит к появлению дополнительной нагрузки для их ведения. Дополнительный плюс в ведения двух учётных систем, при условии, что как налоговый, так и бухгалтерский учёт максимально проработан с точки зрения эффективности, заключается в экономии на налоге на недвижимости. Используя все возможности, предоставленные законодательством, организация по средствам способа начисления амортизации имеет возможность увеличить амортизационные отчисления, чем снизит среднегодовую стоимость имущества. Иными словами, налоговая база уменьшится, что, в свою очередь, снизит величину налога. Таким образом, достигается не только экономия на нескольких налоговых платежах, но и временная экономия использования заёмных средств.

Перейти на страницу:
1 2


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.