Расчет налогового бремени на премере ОАО «Регион-сталь»
Расчет налоговой нагрузки по методологии Минфина России производится следующим образом:
(21)
где НПу - уплаченные ОАО налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
НН = (1321566 руб. / (4814400 руб. + 208412,7 руб.) х 100% = 26,3%.
Налоговая нагрузка по платежам в бюджет составит 19,2%, а во внебюджетные фонды - 7,28%. Налоговое бремя по НДС достигает 13,01%, что составляет 49,4% всей налоговой нагрузки по платежам ОАО в бюджет. Если учесть тот фактор, что учетная политика ведется по методу начисления, а не по факту оплаты за отгруженную продукцию, то очевидной становится несправедливость налогового бремени, возложенного на хозяйствующего субъекта.
Однако данная методика не дает возможности произвести реальную оценку налоговой нагрузки на ОАО, а определяет лишь удельный вес налогов в сумме полученных доходов.
При расчете налоговой нагрузки по методике Е.А. Кировой абсолютная налоговая нагрузка ОАО за 2010 г. представляет собой сумму платежей в бюджет и внебюджетные фонды (без учета налога на доходы): АНН = 1321566 руб.
Вновь созданная стоимость продукции определяется следующим образом:
ВСС = (4814400 руб. - 414557,2 руб. - 1325885 руб.) + (208412,7 руб. -
руб.) = 2529770 руб.
Относительная налоговая нагрузка на ОАО, представляющая собой отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, составляет 52,2%.
Расчет налогового бремени по методу М.И. Литвина осуществляется следующим образом.
Определяется общий показатель, к которому соотносятся налоговые платежи, - добавленная стоимость продукции:
ДС = 4814400 руб. - 414557,2 руб. = 4399842,8 руб.
Сумма платежей в бюджет и внебюджетные фонды, включая налог на доходы физических лиц (НПу), уплаченная ОАО за 2010 г., составляет 1451894 руб.
Согласно данной методике, в рассматриваемом периоде хозяйствующий субъект несет налоговое бремя в размере 33,0% добавленной стоимости продукции.
Если разбить налоговые платежи на группы в соответствии с источниками уплаты налогов, то расчет налоговой нагрузки позволит определить долю налогов в источниках средств для их уплаты.
Для НДС источником уплаты является выручка ОАО. Рассчитав отношение уплаченного НДС к выручке:
(599445 руб. / (4814400 руб. + 734400 руб.)) х 100% = 10,8%,
можно сделать вывод, что с 1 руб. выручки ОАО платит 11 коп. НДС.
Удельный вес уплаченных налогов, относимых на себестоимость продукции, в сумме расходов от реализации составляет:
(188972,0 +365892,0 руб. / 2778457,7 руб.) х 100% = 19,97%.
На долю налогов, уплаченных из прибыли ОАО, приходится 16,9%, е. в результате 16,9% полученной прибыли израсходовано на внесение в бюджет налоговых платежей. Причем данные налоги уплачены не в полной сумме, подлежащей перечислению, и реальная налоговая нагрузка значительно выше.
Расчет налоговой нагрузки по методике А. Кадушкина и Н. Михайловой осуществляется следующим образом.
Согласно данной методике налоговые платежи соотносятся с добавленной стоимостью продукции (ДС = 4399842,8 руб.).
Структурные коэффициенты, определяющие долю налогов в добавленной стоимости, рассчитываются следующим образом:
удельный вес оплаты труда, включая начисления на заработную плату:
Кот = (1018451,5 руб. + 304910 руб.) / 4399842,8 руб. = 0,30;
удельный вес амортизации:
Ка = 1325885 руб. / 4399842,8 руб. = 0,30.
В соответствии с методикой А. Кадушкина и Н. Михайловой налоговая нагрузка (НН) составляет
,51 руб. (4399842,8 руб. х (0,367 + 0,119 х 0,3 - 0,20 х 0,3)).
Данный расчет позволил определить уровень налогового бремени на ОАО (31,3% добавленной стоимости) и рассчитать сумму налоговых платежей, подлежащих перечислению ОАО в бюджет и внебюджетные фонды (включая налог на доходы).
Рассмотренные выше методики расчетов имеют различные подходы в определении структуры налоговых платежей, которые включаются в расчеты. Наиболее полную оценку влияния налогового бремени на экономическое состояние ОАО дает способ расчета, предложенный А. Кадушкиным и Н. Михайловой, однако он не позволяет реально оценить налоговую нагрузку, поскольку не учитывает всех платежей, производимых ОАО.
О.Ф. Пасько учитывает перечисленные недостатки и предлагает следующий порядок расчета налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта. Методика расчета приводится с учетом изменений налогового законодательства на 01 января 2010 года.
Основные принципы методики О.Ф. Пасько заключаются в следующем:
в расчет включаются все налоговые платежи, подлежащие перечислению организацией в бюджет и внебюджетные фонды, то есть сумма начисленных платежей. Это связано с тем, что определение налоговой нагрузки по сумме уплаченных налогов, как правило, уменьшает действительный уровень налогового бремени;