Функции налогового администрирования
На формирование эффективного налогового администрирования как основы собираемости налогов влияют некоторые факторы. В связи с изменением политической ситуации в России и переходом к рыночной экономике появилась необходимость в абсолютно новой налоговой политике, направленной на проведение налоговой реформы, создание адаптированной к рыночным отношениям налоговой системы, обеспечивающей государство необходимыми налоговыми поступлениями. Политические факторы в России повлияли на формирование налоговой системы как средства, обеспечивающего доходную часть бюджета, и как элемента системы государственного воздействия на процесс воспроизводства. В ходе решения поставленных перед налоговой системой задач возникла необходимость создания определенных условий. Это послужило предпосылкой к реформированию системы налогового администрирования, а также выделению следующих функций налогового администрирования.
На современном этапе можно выделить следующие функции налогового администрирования:
· планирование;
· учет;
· контроль;
· регулирование.
Государственное налоговое планирование
- экономическое обоснование объемов безвозмездного изъятия в бюджетную систему части валового внутреннего продукта в разрезе бюджетообразующих налогов, а также нормативов распределения по уровням бюджетной системы.
Выделяют следующие виды налогового планирования: стратегическое и текущее.
Стратегическое налоговое планирование - это долгосрочное прогнозирование доходов бюджетов исходя из общего налогового потенциала государства и действующего законодательства о налогах и сборах.
Текущее налоговое планирование - это оперативное и краткосрочное планирование, которое включает в себя:
· определение налоговых баз по видам налогов и сборов;
· расчет объемов доходов и определение уровней собираемости конкретных видов налогов и сборов;
· оценка имеющейся задолженности по обязательным платежам в бюджет, в разрезе отраслей, регионов и т.п.
Основная задача налогового планирования - определить объем изъятия финансовых ресурсов для формирования доходной части бюджетов всех уровней, исходя из их потребностей.
Для налогового планирования используются различные методы, но наиболее распространенным на практике является метод экстраполяции. В его основе заложено предположение продолжения в будущем тех тенденций, которые сложились в прошлом. Т.е., основываясь на информации о поступлениях конкретных налогов и сборов за определенный предыдущий период, об объемах выпадающих доходов, об имеющейся задолженности по налоговым платежам, и с учетом изменений законодательства о налогах и сборах, а также налогооблагаемой базы, определяются размеры будущих налоговых поступлений.
Учет - практическая деятельность, направленная на выполнение следующих задач:
· регистрация и учет налогоплательщиков;
· учет налоговых обязательств налогоплательщиков;
· учет налоговых поступлений и задолженности;
· учет объектов налогообложения по налогам, исчисляемым налоговыми органами.
Учет не только обеспечивает систему налогового администрирования учетно-аналитической информацией, но и является основой для осуществления налогового контроля.
Налоговый контроль - установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения законодательства о налогах и сборах.
Основная цель налогового контроля - обеспечение устойчивого поступления налоговых поступлений в бюджетную систему.
Налоговый контроль проводится налоговыми органами в нескольких формах. Формы налогового контроля - это комплекс определенных мероприятий, осуществляемых налоговыми органами на постоянной основе. Каждая из форм налогового контроля имеет свое определенное предназначение в единой системе налогового контроля.
Ст. 82 НК Главы 14 «Налоговый контроль», которая так и называется «Формы налогового контроля», оставляет открытым их перечень.
Выделим основные формы налогового контроля:
· учет налогоплательщиков;
· оперативно-бухгалтерский учет налоговых поступлений;
· налоговые проверки.
Налоговое регулирование - процесс регулирующих воздействий на участников экономического пространства через систему налогов и налогообложения в нужном для общества социально-экономическом направлении.
Целью налогового регулирования является достижение равновесия общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. В качестве форм налогового регулирования можно назвать:
• предоставление отсрочки либо рассрочки;
· предоставление инвестиционного налогового кредита;
· реструктуризация задолженности;
· снижение размера налоговой ставки;
· предоставление вычета из налоговой базы и др.
Оптимальное соотношение методов и форм налогового регулирования обеспечивает результативность налоговой политики государства и уровня развития экономики.