Социально-экономическое содержание налогов с физических лиц
Социальные взносы и налоги на собственность носят пропорциональный характер. Самыми социально несправедливыми являются косвенные налоги, т.е. налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины, так как они перекладываются через цены на потребляемые товары и услуги в одинаковой степени для лиц с высокими и низкими доходами, поглощая относительно более высокую долю доходов низкооплачиваемых слоёв.
По мере усложнения социальных отношений, их обострения в периоды кризисов, революционных ситуаций, после Первой и Второй мировых войн, в конце 60-х гг. налоговые системы развитых стран всё в большей степени ориентировались на выполнение социальных функций. Особенно сильное воздействие на социальную ориентацию налогов имела конфронтация капиталистической и социалистической систем и нахождение у власти во многих странах социал-демократических правительств. Однако гибель социализма как мировой системы и длительная депрессия в Северной Америке и Западной Европе, породившая массовую безработицу, ослабили давление групп организованных интересов рабочих и служащих, объединений крестьян, лиц свободных профессий, студентов, пенсионеров на государство в целях расширения социальных гарантий, снижения налогов с заработной платы.
Социально ориентированные налоги распространяются на многодетные семьи, семьи, где есть инвалиды и ветераны, переселенцев из-за границы на свою историческую родину. Пониженные налоги платят крестьяне, ремесленники, мелкие и средние предприниматели, особенно впервые начинающие своё дело. Такие налоги носят не только социальный, но и регулирующий характер. Социальную и в то же время регулирующую направленность носит уменьшение налоговой базы для семей, в которых кто-нибудь учится в высшем учебном заведении или на курсах повышения квалификации, в которых часть доходов идёт на строительство, покупку, реконструкцию жилья или загородного дома. Социальная направленность разрешённого уменьшения налоговой базы и ставок очевидна, хотя воспользоваться этим могут только относительно обеспеченные слои населения. Но и регулирующая функция здесь налицо. Оживление жилищного строительства создаёт дополнительный спрос на строительные материалы, машины и услуги, санитарное и электрическое оборудование, способствует росту занятости, а позднее ведёт к увеличению спроса на мебель, технические товары длительного пользования, бытовую электронику, посуду, бельё и т.п.
Установление социально ориентированных налогов ведёт к сокращению поступления налогов в бюджет и, по сути, равнозначно социальным расходам бюджета, С помощью социально ориентированных налогов, как и с помощью социальных выплат, государство осуществляет перераспределение чистого национального продукта в целях укрепления социальной стабильности общественного строя.
Регулирующая функция налогов
С тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. Регулирующая функция налогов заключается в установлении и изменении системы налогообложения; определении налоговых ставок, их дифференциации, предоставление налоговых льгот - освобождение от налогов части прибылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственной экономической политики.
Эта функция заключается в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот можно влиять на процесс общественного воспроизводства: стимулировать развитие отдельных отраслей, расширять и сокращать платёжеспособный спрос населения и т.д.
Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения, применяемая правительством.
Основные направления воздействия финансово-бюджетного механизма государства на процесс расширенного воспроизводства следующие:
- бюджетное субсидирование, например, на закупки излишков сельскохозяйственной продукции, на поддержание розничных цен;
- государственные инвестиции в экономику;
прямое субсидирование предприятий в виде дотации или возвратных ссуд;
введение при необходимости денежно-кредитных ограничений;
лицензирование;
законодательство о частной торговле: стандартизация продукции, государственный арбитраж, антитрестовское законодательство;
финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
налоговая политика
Помимо этого, в период кризисов перепроизводства государство проводит рестрикционную политику, суть которой - в ограничении выпуска товаров Одновременно государство берет на себя организацию общественных работ, предоставление субсидий и дешевого кредита, увеличивает закупки.
Экономическая сущность налогов с населения выражается в их фискальной и регулирующей функциях.