Совершенствование налоговой системы России

Рассматривая налоговую систему как сложное правовое, социально-экономическое явление, можно выделить следующие образующие ее элементы:

юридическая конструкция налога как первооснова формирования налоговой системы (выделена из системы налогообложения, с тем чтобы подчеркнуть особую роль правовой категории как системообразующего элемента);

система налогообложения государства, формирующаяся на основе объединения юридических конструкций всех установленных и введенных налогов;

нормотворческая деятельность представительных органов власти в сфере налогообложения;

система налоговых органов;

налоговый контроль;

налоговая политика государства;

налоговая культура населения государства.

Налоговая система Российской Федерации имеет ряд особенностей. Прежде всего, они объясняются федеративным устройством государства. В России действует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующую казну.

Разделение налогов по уровням власти проведено с учетом следующих принципов:

. налоговые доходы каждого уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения;

. чем менее мобильна налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения), тем на более низком уровне государственной власти производится ее налогообложение. Поэтому закреплено на федеральном уровне налогообложение доходов физических и юридических лиц, а на иных уровнях - налогообложение имущества;

. большинство регулирующих налогов закрепляется на федеральном уровне;

. косвенные налоги - акцизы, налог на добавленную стоимость - взимаются на федеральном уровне;

. число совместных сфер ведения по налоговым вопросам федерации и ее субъектов должно быть минимизировано.

От того, насколько правильно построена налоговая система государства, зависит эффективное функционирование всей национальной экономики. Налоговая система России еще несовершенна, нуждается в улучшении.

Масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не запланировано. Но необходимо принимать во внимание, что проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы. Поэтому эта отрасль законодательства будет динамично изменяться. Основные направления налоговой политики РФ на 2012 г. и на плановый период 2013-2014 гг., одобренные Правительством РФ 07.07.2011 г., не предполагают существенных изменений налоговой системы, а будут создавать условия для восстановления экономического роста в России.

Перейти на страницу:
1 2 3 


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.