Совершенствование налоговой системы России
Рассматривая налоговую систему как сложное правовое, социально-экономическое явление, можно выделить следующие образующие ее элементы:
юридическая конструкция налога как первооснова формирования налоговой системы (выделена из системы налогообложения, с тем чтобы подчеркнуть особую роль правовой категории как системообразующего элемента);
система налогообложения государства, формирующаяся на основе объединения юридических конструкций всех установленных и введенных налогов;
нормотворческая деятельность представительных органов власти в сфере налогообложения;
система налоговых органов;
налоговый контроль;
налоговая политика государства;
налоговая культура населения государства.
Налоговая система Российской Федерации имеет ряд особенностей. Прежде всего, они объясняются федеративным устройством государства. В России действует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующую казну.
Разделение налогов по уровням власти проведено с учетом следующих принципов:
. налоговые доходы каждого уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения;
. чем менее мобильна налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения), тем на более низком уровне государственной власти производится ее налогообложение. Поэтому закреплено на федеральном уровне налогообложение доходов физических и юридических лиц, а на иных уровнях - налогообложение имущества;
. большинство регулирующих налогов закрепляется на федеральном уровне;
. косвенные налоги - акцизы, налог на добавленную стоимость - взимаются на федеральном уровне;
. число совместных сфер ведения по налоговым вопросам федерации и ее субъектов должно быть минимизировано.
От того, насколько правильно построена налоговая система государства, зависит эффективное функционирование всей национальной экономики. Налоговая система России еще несовершенна, нуждается в улучшении.
Масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не запланировано. Но необходимо принимать во внимание, что проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы. Поэтому эта отрасль законодательства будет динамично изменяться. Основные направления налоговой политики РФ на 2012 г. и на плановый период 2013-2014 гг., одобренные Правительством РФ 07.07.2011 г., не предполагают существенных изменений налоговой системы, а будут создавать условия для восстановления экономического роста в России.