Виды налогов

Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. В зависимости от принятых критериев их можно классифицировать по-разному. Один из критериев - налоговая ставка. Анализ соответствующих налогов основан на понятиях средней и предельной налоговой ставки. Средняя ставка определяется как отношение суммы налогов к величине доходов. Предельная налоговая ставка определяется как изменение величины налоговой суммы, которое происходит в связи с изменением величины дохода на единицу. [6, с. 216].

Изучение видов налогов усложняется их многочисленностью и отсутствием четких границ с другими видами платежей в доход государства. Эти обстоятельства предъявляют повышенные требования к правильному выбору оснований для классификации налогов. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить содержание и экономический смысл данного налога.

Для правильного разграничения понятий налога, сбора, пошлин и иных платежей необходимо учитывать те специфические экономические признаки,

которые являются основанием для определения вида налога как экономической категории.

1. Основным специфическим признаком налога как экономической категории является то, что при его уплате происходит отчуждение части собственности плательщика в пользу государства. Следует подчеркнуть, что отчуждение части собственности может происходить не только у собственника, но и у организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащей им собственности на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

. Важным специфическим признаком налога выступает законность его установления и введения. Иными словами, налог устанавливается, а также взимается в порядке и на условиях, определяемых только законодательными актами.

. Уплата налога в бюджет происходит в денежной форме. Этотпризнак объективно вытекает из сущности налога как экономической категории, представляющей соответствующие денежныеотношения.

. Специфическим признакам налога является его безвозмездный характер. Безвозмездность означает, что денежные средства, уплачиваемые в качестве налога, переходят в собственность государства без получения встречного возмещения для плательщика.

. Налоги поступают в распоряжение субъектов государственной власти и управления.

Классификация налогов -

это группировка налогов по различным признакам. Она важна для организации рационального управления налогообложением.

1. В зависимости от способа взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги

- это налоги на отдельные объекты имущества или доходы отдельных физических и юридических лиц. К прямым налогам относятся:

а) подоходный налог;

б) земельный налог;

в) налог на недвижимость.

Косвенные налоги

выплачиваются опосредованно через цены товаров и услуг в момент их приобретения. Они устанавливаются на товары массового потребления, услуги транспорта, сферы обслуживания. Их преимущество состоит в том, что взимаемые суммы берутся в удобное для плательщика время и наиболее удобным способом. Однако косвенные налоги включаются в состав издержек производства и прибавляются к ценам на товары и услуги. В связи с этим повышаются цены и налоги перекладываются в зависимости от степени эластичности спроса и предложения на данный товар, на конечного потребителя. К косвенным налогам относятся:

а) акцизы;

б)отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

в) налог на добавленную стоимость.

2. По принадлежности органа, которому платится налог и в распоряжение которого он поступает налоги подразделяются на республиканские и местные.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам)

относят налоги, поступающие в государственный бюджет и формирующие его на 85-90% (налоги на экспорт и импорт, таможенные пошлины, большая часть налога на прибыль и доходы). Согласно статье 8 Налогового Кодекса Республики Беларусь к республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

а) налог на добавленную стоимость;

б) акцизы;

в) налог на прибыль;

г) налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

д) подоходный налог с физических лиц;

е) налог на недвижимость;

ж) земельный налог;

з) экологический налог;

и) налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

к) сбор при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ;

л) сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.