Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь
) уплата штрафа за отсутствие учета объекта налогообложения или ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, а также непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы документов для исчисления налогов;
) уплата пени за каждый день задержки перечисления налогов.
В настоящее время бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на республиканском и местном уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. На налоговые поступления в структуре доходной части бюджета приходится, как правило, свыше 90%.
Налоговая система Беларуси, соответствующая условиям рыночной экономики, находится в стадии формирования. Это воплощается в подборе ведущих форм и видов налогов, определении ставок, отработке структуры общереспубликанских и местных налогов, определении функциональной направленности налогообложения, апробации различных форм и методов налогового регулирования и пр.
Доходы местных бюджетов областей и г. Минска формируются за счет поступлений налога на прибыль предприятий и организаций коммунальной собственности, общественных организаций, потребительской кооперации, колхозов, кооперативов и других хозяйств, налога на недвижимость, уплачиваемый предприятиями коммунальной собственности и юридическими лицами, госпошлин, подоходного налога с граждан, НДС, акцизов, платы за землю, налога за пользование природными ресурсами, лесного дохода.
Доля платежей, контролируемых налоговыми органами, составляет около 73%. Основной источник дохода бюджета, обеспечивающий 27% администрируемых налоговой службы платежей, - налог на добавленную стоимость.(2, журнал "Налоги Беларуси" №43 за 2010г.)
Проведенный анализ показывает, что налоговая система Республики Беларусь пока имеет в своей основе преобладание косвенной формы налогообложения, высокие налоговые ставки и уровень изъятий доходов, неравномерность распределения налогового бремени, сужающуюся налоговую базу, с одной стороны, недостаточно обеспечивает, требуемую доходность бюджета, а с другой - отрицательно воздействует на инвестиционную активность налогоплательщиков.
Принятие Особенной части Налогового Кодекса Республики Беларусь позволило упростить порядок налогообложения, значительно сократить количество законодательных актов в сфере налогообложения. В то же время продолжается работа по снижению налоговой нагрузки, так с 2011г. планируется отмена сбора на развитие территории и налога на услуги. Из состава экологического налога будут исключены некоторые объекты налогообложения. Также планируется усовершенствовать механизм взимания основных налогов. Сократить периодичность налоговых платежей с ежемесячных на ежеквартальные. Основной эффект от этого мероприятия - высвобождение оборотных средств для осуществления деятельности организаций. Сократить число налоговых деклараций, что положительно скажется на снижении финансовых и временных затрат плательщиков на исчисление и уплату налогов, взаимодействие с налоговыми органами. (4, журнал "Налоги Беларуси" № 41 за 2010г. и "Экономическая газета за 2010г.)
Таким образом, следует отметить, что налоговое регулирование является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране. Совершенствование налогового регулирования позволит эффективно и надежно решать проблемы развития Беларуси.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе подготовки курсовой работы использовались учебные пособия отечественных и зарубежных ученых по вопросам налогообложения, нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления и уплаты платежей из выручки в Республике Беларусь, а также материалы периодических изданий, статистических сборников.
Методологической основой курсовой работы послужили законодательные акты Республики Беларусь. В ходе работы использовалась методическая и экономическая литература, относящаяся к теме.