Особенности формирования налоговой системы

Венгрия относится к категории стран ЕС, имеющих высокий уровень налогообложения (на 3% выше среднего уровня по сообществу). В 2008 г. уровень налоговой нагрузки к ВВП составил 40,4% (включая фонды социального обеспечения). По сравнению со странами бывшего социалистического лагеря, недавно присоединившимися к ЕС и проводящими политику умеренного налогообложения и привлечения иностранного капитала льготным налоговым климатом, этот показатель выглядит достаточно существенным. Так, например, в 2008 г. Болгария имела уровень налогообложения в размере 33,3% ВВП; Чехия - 36,1%; Эстония - 32,2%; Латвия - 28,9%; Литва - 30,3%; Польша - 34,3%; Румыния - 28,0%; Словения - 37,3% и Словакия - 29,1%.

Основным источником доходов венгерского бюджета являются косвенные налоги - 39,6% от общего объема поступающих налоговых платежей. Это объясняется достаточно высокой применяемой стандартной ставкой налога на добавленную стоимость (далее - НДС) - 25%. Основная доля косвенных налогов приходится на НДС - 19,3% и акцизы - 8,3% всех налоговых поступлений. Значительный удельный вес по отношению ко всем налоговым доходам занимают прочие косвенные налоги (местные деловые налоговые доходы) и доходы от внешнеэкономической деятельности (импортные таможенные пошлины) - 12%. Прямые налоги формируют 26,3%, а социальные налоги, приходящиеся в основном на работодателей, - 34,1% бюджета.

Изменения в общей структуре налогообложения за ряд лет представлены в таблице 1.

Таблица 1 Структура основных видов налогов к ВВП (%) в 2001 - 2008 гг.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Косвенные налоги, в том числе:

15,3

14,9

15,7

16,2

15,8

15,3

16,0

16,0

НДС

8,0

7,8

8,2

8,8

8,4

7,6

7,9

7,8

акцизы и налоги на потребление

3,7

3,6

3,7

3,3

3,2

3,3

3,3

3,4

прочие налоги на потребление, включая импортные пошлины

3,6

3,5

3,8

4,1

4,2

4,4

4,8

4,8

Прямые налоги, в том числе:

10,1

10,1

9,5

9,1

9,1

9,4

10,2

10,6

подоходный налог

7,5

7,5

7,0

6,6

6,6

6,7

7,1

7,7

корпоративный налог

2,3

2,3

2,2

2,1

2,1

2,3

2,8

2,6

прочие прямые налоги

0,3

0,3

0,3

0,4

0,4

0,4

0,3

0,3

Социальные налоги, в том числе:

12,8

12,7

12,6

12,2

12,5

12,5

13,5

13,8

налоги с предпринимателей

10,1

10,0

9,8

9,4

9,7

9,5

9,6

9,8

налоги с работников

2,1

2,2

2,2

2,3

2,3

2,4

3,3

3,3

прочие, в том числе от лиц свободных профессий

0,6

0,5

0,6

0,5

0,5

0,6

0,6

0,7

Перейти на страницу:
1 2


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.