Понятие и принципы бюджетного процесса
Бюджетному процессу посвящена третья часть Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно Бюджетному кодексу бюджетный процесс - регламентируемая законодательством <consultantplus://offline/ref=109E866C149A22422378E445EBBE3EE672AC55031848963B889779530676C68C96CEB6D4F9E85739t4A1O> Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Необходимым элементом бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансов между бюджетами разных уровней в соответствии с потребностями. Для этого необходимо сопоставление доходных и расходных показателей на всех стадиях бюджетного процесса с помощью систематизации данных показателей. Инструментом такой систематизации является бюджетная классификация Российской Федерации (группирование доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемое для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности).
Утвержденный бюджет действует в пределах финансового года, который в нашей стране определен в двенадцать месяцев и совпадает с календарным годом (с первого января по тридцать первое декабря (ст. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Данный отрезок времени называется бюджетным периодом.
В основе бюджетного процесса лежат принципы, установленные для бюджетной системы Российской Федерации:
- единства бюджетной системы (единство бюджетного законодательства <consultantplus://offline/ref=109E866C149A22422378E445EBBE3EE672AC55031848963B889779530676C68C96CEB6DDF9tEADO>, принципов организации и функционирования бюджетной системы, единство форм документации и отчетности, единый порядок формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, единство классификации бюджетной системы);
разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
самостоятельности бюджетов (право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, осуществлять бюджетный процесс);
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (в соответствии с едиными принципами и требованиями);
полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
сбалансированности бюджета;
результативности и эффективности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета);
прозрачности (открытости) (обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов);
обязательной открытости для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов;
стабильности, преемственности бюджетной классификации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, очередного финансового года и планового периода;
достоверности бюджета (надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета);
1 2