Предпроверочный анализ
Как уже не раз было упомянуто, охватить выездными проверками всех налогоплательщиков хотя бы раз в 2-3 года абсолютно нереально: на это не хватит всех ресурсов налоговых и правоохранительных органов. В 90-х налоговики работали, в основном, «на глазок»: выбирали для контроля несколько десятков более-менее крупных по оборотам компаний, состоявших на учете в инспекции, и наведывались к ним с расчетом что-нибудь обязательно «накопать».
Естественно, такой подход становился с течением времени все более неэффективным: число налогоплательщиков росло, а наиболее крупные из них, постоянно находясь «под прессом» налоговых органов, обзавелись профессиональными бухгалтерскими и юридическими службами, не желая быть постоянными объектами для претензий.
Потребовалась выработка нового подхода, прежде всего к камеральному контролю и предпроверочному анализу в целях отбора на выездную проверку кандидатов, вероятность обнаружения у которых налоговых правонарушений была бы наибольшей.
Для решения этих задач ФНС создает специальную базу данных «Юридические лица, контролируемые в первую очередь» (сокращенно - ЮЛ-КПО).
Приказом ФНС в начале 2007 года был сформулирован список показателей «налоговой неблагонадежности». Этот список время от времени пополняется и на настоящий момент насчитывает более 110 пунктов.
При наличии какого-либо одного признака у компании, она попадает в базу ЮЛ-КПО, однако один такой признак сам по себе еще не говорит о том, что у налогоплательщика обязательно будут выявлены нарушения. Упор делается на совокупность признаков.
По мнению ФНС, в большинстве случаев должно быть не менее пяти признаков, при наличии которых к компании нужно проявить пристальный интерес. На пример, наличие в цепочке контрагентов компании, занесенной в список ЮЛ-КПО (признак №41), еще ни о чем не говорит. А вот сочетание этого признака с рядом других (регистрация по массовому адресу, высокая доля вычетов НДС и другие) может послужить основанием для назначения выездной проверки. Аналогичные методы работы применяются во всех развитых странах, и эффективность их доказана.
Использование в работе налоговых органов базы ЮЛ-КПО направленно на решение двух основных задач:
отбор кандидатов для выездной и углубленной камеральной проверки с таким расчетом, чтобы вероятность обнаружения у них налоговых нарушений была максимальна;
отбор кандидатов на встречные проверки с тем же расчетом.
Помимо внедрения аналитической базы ЮЛ-КПО налоговые органы проводят и публичную разъяснительную работу среди предприятий. На основании приказа ФНС от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/333@, налоговым ведомством были разработаны «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок». Список критериев, перечисленных в данном документе, по сути, - сокращенный перечень критериев из базы ЮЛ-КПО для «домашнего» использования. Кроме того, в этом документе приводят рекомендуемые налоговиками уровень налоговой нагрузки, рентабельности продаж и активов по отраслям. Следовать или нет данным рекомендациям - целиком и полностью выбор налогоплательщиков.
Информационная система КСНП (комплексные сведения о налогоплательщиках) используется налоговыми органами для оперативног получения информации о компаниях, их контрагентах и аффилированных лицах. Источник информации - сведения, предоставляемые налогоплательщиками на этапе регистрации, внесении изменений в регистрационные сведения и сдаваемая отчетность.
КСНП позволяет получить наиболее общую информацию о налогоплательщике:
. проверить контрагента компании;
. получить информацию о том, подает ли контрагент бухгалтерскую и налоговую отчетность, каковы основные параметры его финансово-хозяйственной деятельности;
. установить степень взаимозависимости компаний;
1 2