Использование банков для борьбы с уклонениями от уплаты налогов

Банки в течение уже довольно длительного периода времени вовлечены в осуществление контрольных мероприятий в интересах государства. Данный контроль осуществляется по трем основным направлениям:

. контроль кассовой дисциплины предприятий;

. валютный контроль (закон «О валютном регулировании и валютном контроле»)

. финансовый контроль (закон «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

Рассмотрим более подробно финансовый контроль, который как раз и направлен преимущественно на противодействие налоговым схемам.

В 2003 году Россия стала полноправным участником ФАТФ (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF) - Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег. За два года до этого был принят Федеральный закон от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который обязал банки (и ряд других организаций - профучастников рынка ценных бумаг, ломбарды и т.д.) вводить процедуры финансового контроля за подозрительными операциями, которые подпадают под признаки, свидетельствующие об «отмывке» денежных средств, полученных преступным путем.

В том же году указом президента был образован Комитет по финансовому мониторингу, который в 2004 преобразовали в Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ). Сфера применения упомянутого выше закона сформулирована следующим образом (ст.2): «…закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма».

Сведения о подозрительных операциях, подпадающих под признаки, определенные в законе, банки пересылают в ФСФМ. За неоднократное (фактически - двукратное) нарушение закона «О противодействии легализации…» банк может лишиться лицензии.

Уголовный кодекс также устанавливает ответственность за легализацию денежных средств, полученных незаконным путем, и содействие террористической деятельности. Это статьи 174, 174.1, 175, 205.1.

Уклонение от уплаты налогов образует отдельный состав преступления, ответственность за которое предусмотрена другими статьями УК (ст. 198 и 199). Применение к налоговым уклонистам статей 174 и 174.1 прямо не допускается Уголовным кодексом.

Контроль налогоплательщиков на предмет правильности и полноты уплачиваемых ими налогов должен осуществляться в соответствии с порядком и процедурами, установленными в НК. Расследование и квалификация налоговых преступлений осуществляется в соответствие с применимыми в данном случае нормами УПК и УК, часть которых была упомянута мной выше.

Закон же «О противодействии легализации…» имеет другие цели, задачи, предмет регулирования и к отношениям в налоговой сфере не применим. Иначе говоря, собирая информацию о своих клиентах в части подозрительных операций, банк не преследует цель (во всяком случае, не должен преследовать) получить данные, свидетельствующие о налоговых правонарушениях или признаках состава преступления, предусмотренного статьями 198 и 199 УК. Подобная «помощь» налоговикам и полиции не входит в компетенцию банкиров.

Перейти на страницу:
1 2


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.