Анализ эффективности инструментов налоговой политики и возможные пути совершенствования
«Государство использует различные способы борьбы с уклонением от уплаты налогов: от налогового стимулирования легализации доходов до ужесточения уголовной ответственности за налоговые правонарушения» [1, с. 162]. Основные цели всех этих мер:
пресечение использования налогоплательщиками изъянов и пробелов в законодательстве;
усиление налогового администрирование с целью контроля крупнейших налогоплательщиков;
информационное воздействие на налогоплательщиков с целью воспитания в них налоговой культуры.
Таким образом, государство использует широкий арсенал средств обеспечения своей безопасности в сфере налогообложения. Но насколько они действенны?
«Использование административных методов для усиления контроля за выплатой заработной платы… позволило добиться определенного укрепления налоговой дисциплины и повышения поступлений по НДФЛ и ЕСН в 2006-2007 годах. В 2007 году объем дополнительных поступлений по НДФЛ и ЕСН составил 63,5 млрд.руб. и увеличился в сравнении с 2006 годом почти в 2,5 раза. Однако общий уровень теневых выплат снизился всего менее чем на 1%. Анализ практики работы комиссий («зарплатных») выявил недостаточность законных инструментов привлечения к ответственности лиц, выплачивающих низкую заработную плату» [1, с. 162].
октября 2006 года ВАС выпустил постановление №53 о необоснованной налоговой выгоде. Однако отнюдь не всегда налоговые и правоохранительные органы могут доказать, что действия налогоплательщика направлены исключительно или преимущественно на занижение налогов.
«Судебные методы борьбы с организациями и физическими лицами, уклоняющимися от уплаты налогов и сборов и использующими различные схемы, являются важнейшими в арсенале государства. С момента введения в 1999 году Налогового кодекса РФ число дел в сфере налогообложения, рассматриваемых в арбитражных судах, увеличилось почти в 5 раз. Вместе с тем анализ судебно-арбитражной практики и действующего законодательства в сфере налогов и сборов выявил много проблем, затрудняющих эффективную борьбу с незаконной налоговой оптимизацией и использования схем уклонения от уплаты…» [1, с. 163].
Кроме всего этого налоговые органы, осуществляя свой контроль, «питают слабость» к крупнейшим налогоплательщикам, обделяя вниманием мелкие фирмы. Это обусловлено тем, что с крупного налогоплательщика и взять можно «по-крупному». А на мелких не хватает ни человеческих, ни других ресурсов.
Ниже приведена таблица, содержащая в себе информацию о самых высоких налоговых претензиях к российскому бизнесу. Данные были предоставлены консалтинговой компанией «Tax Group» [12].
Таблица 1. Топ-10 налоговых претензий к российскому бизнесу за 2007г. - I квартал 2008г.
№ |
Компания |
Сумма претензий, $ |
Сумма претензий, руб. |
Дата предъявления |
За период |
1. |
ОАО «Русснефть» |
840,8 млн |
20,6 млрд |
Конец 2006г. - январь 2007г. |
2003 - 2005гг. |
2. |
ГК «Эльдорадо» |
571,4 млн |
14,0 млрд |
Март 2008г. |
2004 - 2005гг. |
3. |
ОАО «Тольяттиазот» |
105,4 млн |
2,6 млрд |
Август 2007г. |
2004г. |
4. |
ОАО «Московский НПЗ» |
53,1 млн |
1,3 млрд |
Март 2008г. |
2006г. |
5. |
РАО «ЕЭС России» |
53,1 |
1,3 млрд |
Апрель 2007г. |
2003г. |
6. |
ЗАО «Связной» |
49,0 |
1,2млрд |
Сентябрь 2007г. |
2004 - 2006гг. |
7. |
ЗАО «МИАН» |
40,8 млн |
1,0 млрд |
Июль 2007г. |
2002 - 2003гг. |
8. |
ОАО «Сибирьтелеком» |
23,9 млн |
586,6 млн |
Ноябрь 2007г. |
2004 - 2006гг. |
9. |
ОАО «Мосэнерго» |
23,5 млн |
576,0 млн |
Сентябрь 2007г. |
2002 - 2003гг. |
10. |
ОАО «ЦентрТелеком» |
18,0 млн |
440,0 млн |
Октябрь 2007г. |
2004 - 2006гг. |