Инструменты реализации фискальной и регулирующих функций налоговой политики государства
Говоря о влиянии налоговой политики на общеэкономические показатели, следует учитывать один важный экономический аспект. Речь идет о так называемом "эффекте запаздывания". Это явление выражается в том, что требуется определенное время ("лаг") для того, чтобы вмешательство финансовой политики смогло вызвать ожидаемое изменение в экономике.
Задача государственных регулирующих органов не просто обложить налогами те или иные источники средств. Важно создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц в желательном направлении. Для этого используются постоянно, временно или селективно предоставляемые налоговые льготы: уменьшение налоговой базы, скидки, отсрочка уплаты налогов. Распространены следующие виды льгот [6]:
) необлагаемый минимум объекта налога;
) изъятие из обложения определенных элементов объекта налога, например, затраты на НИОКР;
) освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, например, ветеранов войны;
) понижение налоговых ставок;
) вычет из налоговой базы (налоговый вычет);
) налоговый кредит (отсрочка уплаты налогов без начисления процента, т.е. фактически предоставленный кредит);
) полный или частичный возврат налогов (например, возврат НДС экспортеру)
Надо иметь в виду, что регулирующая функция налогов заключена не просто в том, чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов, создать общие и селективные экономические стимулы. Важно обеспечить прямую зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых экономическому субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.
Социальную и одновременно регулирующую направленность имеют и налоговые льготы в виде скидок с личных доходов и прибылей, направленных на покупку или строительство жилья, загородных домов, дач и т.п. Социальная направленность этих льгот очевидна, хотя воспользоваться ими часто могут только относительно высокооплачиваемые слои населения. Но и регулирующая функция здесь налицо. Она связана с мультипликационным эффектом инвестиций в данный сектор. На степень регулирующей, а отчасти и социальной роли налогов влияет - причем достаточно двойственно - еще одно обстоятельство. В процессе уплаты налогов встречаются случаи ухода экономических субъектов от налогообложения. Недоплата налогов может происходить в двух вариантах: в легальной и нелегальной формах. Легальный вариант предполагает использование налогоплательщиком системы льгот или определенной степени условности нормативных предписаний.
Использование физическими и юридическими лицами своих прав для минимизации налоговых платежей в рамках действующих законов получило название налогового планирования. В его основе лежит принцип неприкосновенности частной собственности и гарантии от произвола государства любыми не запрещенными законами способами. Основные направления налогового планирования:
выбор оптимальной организационно - правовой формы юридического лица с точки зрения налогообложения;
Выбор места для регистрации фирмы.
Тщательное исследование и использование налоговых льгот, связанных с производственной, коммерческой и финансовой деятельностью компании.
Оптимальное использование прибыли и свободного капитала в соответствии с целями государственного регулирования экономики для обеспечения дополнительных налоговых льгот и даже возврата части уплаченных налогов [5].
Механизм налогового регулирования опирается на законодательную базу и включает в себя ряд элементов, позволяющих направлять предпринимательскую инициативу предприятий в нужное русло, обеспечивая тем самым стабильность и рост поступлений доходов в государственный бюджет.
1 2