Анализ налоговых поступлений в бюджет РФ в 2008-2011 гг.
Таблица 2 - Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2005 - 2010 гг. (% ВВП) *
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Налоговые доходы и платежи |
36,5% |
36,1% |
36,2% |
36,2% |
31,0% |
31,7% |
Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти и нефтепродуктов |
9,2% |
10,0% |
8,1% |
9,7% |
6,0% |
8,3% |
из них: | ||||||
НДПИ на нефть |
3,7% |
3,9% |
3,2% |
3,8% |
2,1% |
2,8% |
Акцизы на нефтепродукты |
0,6% |
0,5% |
0,4% |
0,3% |
0,3% |
0,4% |
Вывозные таможенные пошлины на нефть |
4,0% |
4,5% |
3,5% |
4,3% |
2,7% |
3,8% |
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты |
0,9% |
1,2% |
1,0% |
1,3% |
0,9% |
1,4% |
Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти и нефтепродуктов |
27,2% |
26,2% |
28,1% |
26,5% |
25,0% |
23,4% |
*Источник: расчеты Минфина России
Корпоративные налоговые режимы весьма сложны и значительно отличаются друг от друга в разных юрисдикциях и в рамках различных видов капитала. Поэтому для проведения такого анализа невозможно просто провести сравнительный анализ уровней налогообложения, необходимо учесть, например, ставки амортизационных расходов для целей налогообложения, наличие специальных правил и режимов налогообложения, другие формы налогов на капитал - налоги на имущество, налоги с оборота, налоги на передачу капитала и пр., а также наличие налоговых каникул, налоговых льгот и т.п.
В результате, после учета всех вышеперечисленных факторов может оказаться, что налоговая нагрузка для инвестора с точки зрения принятия им инвестиционных решений при сравнительно высокой доле уплачиваемых налогоплательщиком налогов в выручке или добавленной стоимости может оказаться существенно ниже, чем у налогоплательщика со значительно более низкими налоговыми платежами. Определенная таким образом, величина налоговой нагрузки зависит во многом от доходности инвестиционных проектов в отрасли и оборачиваемости капитала, а не от абсолютной суммы уплачиваемых налогов в конкретный момент времени.
С учетом приведенных обстоятельств рассмотрение уровня и динамики налоговых доходов бюджетной системы является важным, прежде всего с точки зрения общей конструкции налоговой системы, поскольку позволяет показать, что с ее помощью следует сглаживать колебания доходов, обусловленные волатильностью внешнеторговой конъюнктуры, что, в свою очередь, требует настройки налоговой системы и различных подходов к налогообложению в различных секторах экономики.