Понятие налога и особенности его формирования

Плательщиками налога на прибыль могут быть любые юридические лица, вне зависимости от целей их создания, у которых возникает объект налогообложения. Таким образом платить налог на прибыль будут как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Отдельные Главы Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что не все организации платят налог на прибыль. Например:

· «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (далее ЕСХН);

· «Упрощенная система налогообложения» (далее УСН);

· «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (далее - ЕНВД).

Все вышеперечисленные системы налогообложения представляют собой специальные налоговые режимы, при которых хозяйствующий субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, освобождается от уплаты некоторых «традиционных налогов» уплатой соответствующего единого налога. Иначе говоря, те хозяйствующие субъекты, которые применяют вышеперечисленные налоговые режимы, не признаются налогоплательщиками налога на прибыль.

Особый режим налогообложения так же применяется к организациям, осуществляющим деятельность в сфере игорного бизнеса. Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ, связанные с наличием этого представительства, образуют самостоятельную группу налогоплательщиков прибыли:

· иностранные юридические лица, компании, прочие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствие с законодательством иностранных государств;

· международные организации, а так же их представительства и филиалы, созданные на территории Российской Федерации.

Для того, чтобы иностранные организации были признаны в числе налогоплательщиков по налогу на прибыль, они должны отвечать двум признакам:

· действовать на территории РФ через постоянное представительство;

· получать доходы от источников в РФ, в связи с наличием этого представительства;

Вместе с общим определением постоянного представительства иностранных организаций необходимо учитывать так же и особенности, изложенные в международных соглашениях между РФ и отдельными иностранными государствами.

Такого рода соглашение на сегодняшний день заключено не менее, чем с 60 иностранными государствами. В частности, в статье 5 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Финляндской республики от 4 мая 1996 года «Об избежание двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» установлено, что выражение «постоянное представительство» означает постоянное место предпринимательской деятельности, через которое деятельность организации осуществляется полностью или частично.

Объект налогообложения

Объектом обложения налогом является прибыль организации. Прибыль в самом общем виде можно определить как сумму, составляющую разницу, на которую доход превышает затраты, связанные с получением этого дохода. Поскольку понятие прибыли является производным от понятия дохода, при обложении прибыли необходимо учитывать и законодательное определение дохода: "доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить".

Особо следует обратить внимание на то, что в соответствии со статьей 248 НК к доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

С учетом этого доход можно охарактеризовать следующими признаками:

а) наличием выгоды в виде улучшения материального положения лица за счет поступлений, превышающих произведенные при этом затраты, а в некоторых случаях - за счет экономии на расходах;

б) существованием выгоды в денежной или натуральной форме;

в) возможностью оценить полученный доход с целью определить его количество

Прибыль определяется как полученный доход (сумма дохода), уменьшенный на величину произведенных расходов.

Здесь прослеживается расхождение со стандартами бухгалтерского учета, в соответствии с требованиями бухгалтерского учета доходы организации составляются как минимум из трех составляющих: выручки от продаж продукции (работ, услуг) по обычным видам деятельности, прочих доходов и внереализационных доходах.

Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, при определении прибыли исключают из выручки от реализации продукции (работ, услуг) уплаченные экспортные пошлины.

По основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, стоимость которых погашается путем начисления износа, принимается остаточная стоимость этих фондов и имущества.

Не включается в налогооблагаемую базу прибыль, полученная в связи с выкупом (погашением), в том числе новацией, государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (ОФЗ) со сроком погашения до 31 декабря 1999 года, выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года, при условии реинвестирования полученных средств от их погашения (новации) во вновь выпускаемые государственные ценные бумаги. Не включаются в налогооблагаемую базу денежные средства, выплачиваемые при выкупе (погашении), в том числе новации, владельцам указанных ценных бумаг в качестве частичного возврата государством предприятию его затрат на приобретение ГКО и ОФЗ.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.