Развитие налогообложения страховой деятельности в процессе становления страхового рынка

Несовершенное законодательство и неблагоприятная экономическая среда привели к усилению негативных тенденций на страховом рынке. Было создано большое число псевдостраховых организаций (за 1994 - 1998 гг. было отозвано около тысячи лицензий), возникли серьезные диспропорции между обязательными и добровольными видами страхования, механизм страхования стал использоваться для ухода от налогообложения в государственные внебюджетные фонды при выплате зарплаты. На рынке укрепились тенденции к монополизации, недобросовестной конкуренции, в основном порождаемые разделом страхового рынка в интересах отдельных ведомств, финансово-промышленных групп или территорий в рамках отраслевых и региональных программ страхования.

В 1996 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление "О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации", которым был предусмотрен ряд мер, направленных на совершенствование налогового законодательства, связанного со страховой деятельностью. Финансовый кризис 1997-1998 гг. особенно остро поставил вопрос о создании в стране адекватной институциональной системы, способной обеспечить мобилизацию сбережений и направить их на инвестиционные цели. События 1998 г. показали ограниченные возможности и крайне опасные последствия финансирования экономики преимущественно за счет внутренних и внешних заимствований. Экономический рост в России, учитывая низкую собираемость налогов, непрекращающееся "бегство" капитала, невозможен без существенного повышения нормы сбережений. Заметную роль в этом процессе призвана сыграть страховая система.

Постепенно рост спроса на страховые услуги и повышение интереса населения к новым видам страхования заставили многие страховые компании переориентировать бизнес с минимизации налогового бремени на реальное выполнение существа функций института страхования. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2000 г. N 420 размер страховых взносов, относимых на себестоимость, увеличен до 3% объема реализации продукции.

Следует отметить, что серьезный удар по страхованию в начале 2000-х гг. нанес Федеральный закон от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", которым было введено обложение налогом на добавленную стоимость отдельных страховых операций, а именно страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения обязательств по договорам поставки товаров (работ, услуг). Совершенно очевидно, что с принятием данного изменения страхование так называемых предпринимательских рисков, к которым, кстати, относится и страхование рисков при экспортно-импортных операциях, сводилось на нет. Это тем более странно, что в правительственных решениях предшествующих лет ставился вопрос о необходимости принятия мер по развитию этого вида страхования. Указанное решение было принято не только без учета особенностей страхования как экономической категории, но и без какого-либо глубокого осмысления тех последствий, к которым оно может привести. Обложение страховых выплат НДС означало заставить предприятия, которые и так уже понесли в результате кризиса 1998 г. убытки, заплатить дополнительные средства в виде налога. В результате теряла смысл основная функция страхования - возмещение страхователям причиненного им вреда. Перенос на страхование логики налогообложения облагаемых НДС услуг привел к абсурдному выводу, что, выплачивая страховое возмещение, страховая компания получает от клиента какую-то услугу, скажем в виде перерыва в производстве в результате пожара в цехе или невыполненного договорного обязательства. К сожалению, эти очевидные доводы не возымели действия на законодательные органы, и названный Закон вопреки всякой логике был принят. Одновременно следует констатировать, что ни одна из инициатив страхового сообщества в области налогового стимулирования развития страхования в тот период не увенчалась успехом.

В целом, вплоть до принятия 2-й части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогообложение страховых фирм велось крайне бессистемно и неэффективно. В 2000 г. был принят Федеральный закон от 5.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации". В целом, в начале 2000-х гг. "пальму первенства" уверенно удерживало страхование жизни. Не секрет, что среди договоров по страхованию жизни подчас замаскированы так называемые "зарплатные" схемы, позволяющие легально уменьшать уровень уплаты налогов предприятиями. Во многом снижение темпов роста страхования жизни на рубеже 1990-2000 гг. было связано

с ужесточением контроля со стороны государства за этими "серыми" налогосберегающими схемами. Принятая в 2001 году 25 глава НК РФ и принимаемые затем поправки к ней постепенно сводили данные схемы к минимуму.

Федеральный закон от 29.12.2004 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (Закон N 204-ФЗ) изменил порядок налогообложения страховых организаций. Были внесены поправки в статью 294 НК РФ, которая регламентирует особенности определения расходов страховыми организациями. К расходам страховых организаций были отнесены суммы отчислений в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат, формируемых согласно российскому законодательству об автогражданке в размерах, установленных в соответствии со структурой страховых тарифов. Кроме того, к расходам были отнесены суммы отчислений в резервы или фонды, формируемые в соответствии с требованиями международных систем обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, к которым присоединилась Россия. Введенные положения были распространены на правоотношения, возникшие с 1 июля 2003 года.

Перейти на страницу:
1 2 3


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.