Теория и история НДС

Указанные общие правила допускают ряд исключений. В отношении ограниченного числа товаров первой необходимости, включая детское питание, обувь и одежду, разрешается применение сверхнизких (менее 5%) или нулевых ставок в странах, где такие ставки действовали на 1 января 1991 г. Греция может практиковать специальную сниженную ставку НДС в целях поощрения развития экономики некоторых островных и иных территорий. Особые правила взимания НДС применяются в отношении произведений искусства, антиквариата, золота и некоторых других товаров.

Фактические ставки НДС в странах-членах определены национальным законодательством с учетом рассмотренных выше директив. На начало 1998 г. стандартные ставки варьировались в пределах от 15% в Люксембурге до 25% в Дании и Швеции. Наряду со стандартной большинство участников ЕС применяют одну-две сниженные ставки, которые также существенно различаются по отдельным странам. Так, например, сниженная ставка НДС на наиболее важные виды продовольствия составляет: в Великобритании - 0, в странах Бенилюкса - 3-6%, в Австрии - 10, а в Финляндии ко всем продовольственным товарам применяется стандартная ставка 17%.

Различия в национальных ставках НДС могут в ряде случаев побудить граждан стран ЕС делать закупки в других странах Сообщества. Например, немецкие фермеры предпочитают закупать удобрения и пестициды не в Германии, где такие товары облагаются по полной ставке НДС, а в соседних странах-членах, где к ним применяется сниженная ставка; по той же причине уголь для отопления жилищ закупается французскими потребителями в Бельгии и т.д. В сфере телекоммуникаций поставщики услуг при выборе страны для учреждения компании руководствуются, наряду с прочими факторами, уровнем ставок НДС.

В предложениях по дальнейшей гармонизации законодательства стран-членов в налоговой сфере Европейская Комиссия высказывается за сближение ставок НДС в той мере, в какой это необходимо для ограничения риска искажения условий конкуренции (разница в несколько процентных пунктов, по мнению экспертов Комиссии, не оказывает существенного воздействия на функционирование единого рынка). Можно полагать, что разрыв в уровне налога на добавленную стоимость в отдельных странах ЕС будет постепенно уменьшаться, главным образом за счет сокращения числа сниженных ставок, но национальные особенности налогообложения сохраняется и впредь.

Наконец, остается такая проблема, как порядок и место взимания НДС. С 1993 г. все налоговые формальности, включая взимание НДС, на границах между странами - членами ЕС отменены. Предприятия этих стран предоставляют органам фиска на более позднем этапе сведения о сделках с партнерами по Сообществу, которые используются как для расчетов по НДС, так и в статистических целях. Для предотвращения случаев уклонения от уплаты налога применяется система двойного контроля (в стране происхождения и стране потребления товара).

В настоящее время при поставках из одной страны ЕС в другую (которые по правилам единого рынка не рассматриваются как экспортно-импортные операции) поставщик освобождается от уплаты НДС (или соответствующая сумма возмещается ему в конце года); налог уплачивается конечным потребителем в стране назначения в соответствии с порядком, установленным органами фиска данной страны, и поступает в бюджет последней. Такое положение имеет ряд недостатков с точки зрения функционирования единого рынка. Прежде всего это означает, что компании, поставляющие товар в различные страны ЕС, должны вести налоговые счета во всех этих странах, знать их законодательство по налогу на добавленную стоимость и практику его применения, а также учитывать этот фактор при расчете цен поставки, что в ряде случаев весьма обременительно, особенно для мелких предприятий и фирм. Для потребителей связанные с этим дополнительные расходы оборачиваются повышением цен. В целях создания более благоприятных условий для трансграничной деятельности предприятий стран-членов Комиссия в «Белой книге» о завершении создания единого рынка (1985) предлагала перейти к взиманию НДС при поставках товаров и услуг внутри Сообщества в стране происхождения товара. Однако обсуждение ее предложений в органах ЕС пока не привело к конкретным результатам.

Камнем преткновения является проблема создания механизма компенсации налоговых потерь, которые в случае принятия этого предложения понесли бы страны потребления товара или услуги. При ввозе из третьих стран импортный товар облагается НДС при пересечении внешней границы Сообщества таможенными органами страны импорта. НДС взимается с полной стоимости импортных товаров «СИФ», включая пошлины и прочие таможенные сборы. Это наиболее чувствительно затрагивает интересы третьих стран, не пользующихся какими-либо тарифными льготами при ввозе в Сообщество. В частности, этот фактор следует учитывать российским экспортерам при поставках товаров, не подпадающих под действие Общей системы преференций ЕС для развивающихся стран.

Перейти на страницу:
1 2 3


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.