Предложения по совершенствованию НДС в РФ и КБР
На основании проведенного анализа в настоящей курсовой работе, считаем необходимым разработать ряд предложений, направленных на дальнейшее совершенствование НДС в РФ и КБР:
1.
В целях улучшения администрирования НДС в КБР необходимо принять следующие дополнительные механизмы налогового контроля, позволяющие одновременно пресечь случаи злоупотреблений при его уплате:
специальная регистрация налогоплательщиков НДС, которая позволит сократить количество налогоплательщиков, подлежащих контролю со стороны налоговых органов, формирующих основную массу поступлений по налогу, и отсечь от системы взимания и возмещения НДС фирмы-однодневки;
восстановление ранее действовавшего порядка принятия к вычету сумм НДС только оплаченных поставщикам и подрядчикам, отказ от банковской тайны в отношении налоговых органов и введение электронного документооборота между ФНС России и Банком России;
введение системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации и возмещением НДС, которая будет содержать информацию о фактическом вывозе товаров по всей системе таможенных и налоговых органов.
2.
Для достижения поставленной цели создания эффективной системы налогового контроля в РФ и КБР по экспортному НДС необходимо обеспечить решение следующих задач:
создание информационно-технологической инфраструктуры системы контроля;
информационно-технологическое обеспечение процессов регистрации и контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, осуществляемых таможенной службой;
обеспечение информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при осуществлении ими функций контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий;
перевод в электронную форму ведомственного и межведомственного документооборота, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти при контроле вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроле правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров;
техническое обеспечение функционирования системы контроля с применением территориально распределенных каналов передачи данных.
3.
Предполагается снижение ставки НДС с 18% до 13%. Введение измененного порядка расчета НДС позволит получить дополнительные средства в федеральный бюджет около 2,3 трлн. рублей вместо планируемых 1,3 трлн. рублей. Объемы налоговых доходов, возросшие за счет расширения налоговой базы, и ограничение возможности реализации "серых" схем могут стать серьезным "вливанием", как в регионы, так и в страну в целом, обеспечивая федеральные и региональные органы власти дополнительными финансовыми ресурсами для реализации приоритетных федеральных целевых программ, а также важнейших национальных проектов.
Для компенсации потерь бюджета от снижения НДС на импортную продукцию повысить на нее соответственно таможенную пошлину.
Вариант 1. Снизить ставку НДС для всей отечественной продукции. В этом случае потери бюджета не превысят 0,4-0,5% ВВП. Одновременно будет существенно повышена конкурентоспособность российских производителей и их продукции.
Вариант 2. Снизить до 10% ставку НДС на сельхозпродукцию, продовольствие и ширпотреб, а также на предназначенные для их производства отечественные машины и оборудование, расширив содержание п.2 Статьи 164 НК РФ. В этом случае потери бюджета не превысят 0,2% ВВП.
Отменить или существенно уменьшить ставку возмещения НДС экспортерам нефти, газа, металлов, включив в стоимость продукции НДС, входящий в стоимость покупных. Учитывая рост возмещений в 2009 году при экспорте нефти, газа, металлов на 200-250%, уточнить реальную стоимость покупных.
Предлагаемые меры и результаты по снижению НДС представлены в таблице 5.
Таблица 5
Предлагаемая мера |
Потери (-) или пополнение (+) бюджета, млрд. руб. |
1. Снижение ставки НДС с 18% до 10% для всей продукции отечественного производства |
180,0 |
2. Снижение ставки НДС с 18% до 10% для сельхоз - продукции, продовольствия, ширпотреба и российской продукции машиностроения, предназначенной для их производства |
80,0 |
3. Снижение ставок ЕСН, НДС и налога на прибыль до 10% для российских производителей сельхозпродукции, продовольствия, ширпотреба, продукции машиностроения, предназначенной для их производства, и для малых инновационных и производственных предприятий, не перешедших на УСН |
150,0 |
4. Снижение вдвое налогов на малые обрабатывающие и инновационные предприятия, не перешедшие на УСН |
30,0 |
5. Отмена возмещения экспортного НДС на нефть, газ, металлы и связанных с этим злоупотреблений |
+300,0 |
6. Отмена регрессии ЕСН |
+200,0 |
1 2