Функции бюджетной системы и структура государственного бюджета
Расходная часть бюджета характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное представление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита. Однако безвозвратность предоставления финансовых ресурсов из бюджета не означает произвольность в их использовании. Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения.
Что же касается характера и направления бюджетных расходов, то значительное место среди них приходится на так называемые социальные статьи: образование, здравоохранение, социальные пособия. Они призваны смягчить социальную дифференциацию, обеспечить доступ к получению квалификации, достойное медицинское обслуживание, гарантированное пенсионное обеспечение. Эти расходы способствуют развитию человеческого капитала, повышению квалификации работника, укреплению его здоровья. В условиях современной научно-технической революции возрастает роль человеческого капитала, что требует нового подхода к работнику. Быстрые темпы научного прогресса повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. В конечном итоге участие здорового населения в реальном производстве обеспечивает рост внутреннего валового продукта и национального дохода. [9]
Расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост через субсидии и инвестиции оказывают влияние на повышение нормы накопления, ускорение темпов в развитии отраслей и производств. Государство выступает катализатором развития НТП, инновационных технологий, повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках.
Итак, бюджетная система возникает и функционирует в условиях присутствия, а порой и столкновения интересов самых разнообразных социально-экономических и политических групп, вследствие чего возникает обширный ряд задач, относимых к компетенции бюджетной системы: распределение ресурсов, отчёт о ходе, успешности и сроках такого распределения, отражение интересов различных групп населения, власти и хозяйствующих субъектов. Как и бюджет последних, бюджетная система государства содержит доходную и расходную часть, что позволяет не только контролировать источники финансовых средств и обязательства по их распределению в отчётном и плановых периодах, но и выделять круг приоритетов, возможных, желательных или необходимых для исполнения в средне - и долгосрочной перспективе.