Основные направления совершенствования бюджетной системы Российской Федерации
Предусматриваются ассигнования на новую крупномасштабную федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы Российской Федерации". В рамках этого направления должна начаться реализация федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения в Российской Федерации (2009-2015)", а также должны быть увеличены ассигнования на реализацию федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система".
Второе направление - поддержка современных технологий и инноваций. В его рамках должны быть реализованы федеральные целевые программы "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 гг. и "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 гг., а также увеличены ассигнования на реализацию Федеральной космической программы. Важнейшими приоритетами должны стать формирование здорового образа жизни и расширение возможностей духовного развития. Предусматриваются необходимые средства для проведения мероприятий по пропаганде здорового образа жизни. На развитие ресурсного потенциала будет направлена федеральная целевая программа "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса". Существенный вклад в развитие регионов также внесут мероприятия по подготовке проведения XXII Олимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи и форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" во Владивостоке в 2012 г.
Сформированные к настоящему времени принципы и механизмы бюджетного федерализма и финансовых основ местного самоуправления обеспечивают необходимые предпосылки для повышения эффективности деятельности органов публичной власти всех уровней, проведения ими ответственной бюджетной политики и совершенствования управления общественными финансами. Исходя из этого политика в сфере межбюджетных отношений должна быть основана на стабильности законодательно закрепленного разграничения расходных полномочий, доходных источников, механизмов формирования и предоставления межбюджетных трансфертов. Ее основной целью является повышение качества бюджетного процесса и финансового менеджмента в субъектах Российской Федерации, в том числе за счет расширения практики учета результативности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки из федерального бюджета. В связи с высокой степенью дифференциации налогового потенциала и стоимости оказания бюджетных услуг в регионах Российской Федерации при распределении субсидий учитывается уровень бюджетной обеспеченности регионов. [12]
Одновременно поэтапно сокращается доля средств, предусматриваемых в составе дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности на компенсационные меры. В условиях существенного роста налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации сохранение существующей доли таких средств на неопределенный срок, по сути, означает снижение финансовой поддержки регионов с объективно низким уровнем бюджетной обеспеченности. Задача внедрения передовых принципов организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях решается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственную политику в соответствующей сфере. При оценке качества управления региональными финансами учитывается доля расходов бюджета субъекта Российской Федерации, формируемая в соответствии с принципами бюджетирования, ориентированного на результат.
Усиливаются стимулы к повышению качества управления региональными и муниципальными финансами. Условиями, обеспечивающими надлежащее качество финансового менеджмента, могут быть расширение бюджетных возможностей для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, проводящих ответственную финансовую политику, и меры воздействия на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, в которых качество финансового управления не обеспечивает реализацию прав граждан на услуги и гарантии, предоставляемые органами государственной власти. Осуществляется мониторинг и составляется рейтинг качества финансового управления в субъектах Российской Федерации. Для муниципальных образований в субъектах Российской Федерации должны быть установлены стимулы к повышению эффективности использования бюджетных средств и формированию заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении доходов местных бюджетов.