Проблемы формирования и развития бюджетной системы в Российской Федерации долгосрочной перспективе
Выводы
Благодаря анализу теоретического и статистического материала, а также использованию ретроспективного метода, мною была выполнена поставленная цель - бюджетная система Российской федерации была рассмотрена с позиций статики и динамики, даны оценки мерам, осуществляемым государством при проведении фискальной политики, выдвинуты гипотезы о развитии бюджетной системы в кратко-, средне - и долгосрочной перспективе. Всё это позволило сделать следующие выводы.
Во-первых, бюджет, а точнее его использование, оказывает влияние на абсолютно все сферы жизни общества, именно поэтому бюджетная система, являясь совокупностью бюджетов различных уровней, представляется центральным звеном финансовой системы государства.
Бюджетная система создается и функционирует при участии большого количества социальных групп и сторон, поэтому ей свойственно наличие большого круга функций, равно как и задач, значимость решения которых невозможно переоценить.
Во-вторых, сбалансированность государственного бюджета играет решающую роль при выявлении ресурсов и запасов, необходимых для исполнения государством своих обязательств. Даже прогрессивная и быстро окупаемая модель инвестирования со стороны государства может быть парализована несбалансированностью бюджета.
В-третьих, нефтегазовые доходы и межбюджетные трансферты в, соответственно, доходной и расходной части бюджетной системы Российской Федерации занимают первые строчки, что говорит об экстенсивной концепции экономического роста и нерентабельной деятельности регионов. При положительной динамике существует всё ещё чрезмерная зависимость регионов от дотаций из центра, в то время как федеральный бюджет напрямую зависит от цен и спроса на сырье. Данные факторы делают макроэкономическую ситуацию в стране малоконтролируемой и малопрогнозируемой.
Также следует отметить, что, зачастую, функции бюджета как средства повышения конкурентоспособности отдельного субъекта используются далеко не с той полнотой, с которой таковые изложены в Конституции. Данная ситуация приводит к навязыванию "плановых" интересов, то есть реальная ситуация подстраивается под уже существующий план, а не выступает базисом для его составления.
Проводя аналогии, правомерным будет заметить, что профицитность бюджета государства, равно как и профицитность бюджета любого другого субъекта экономических отношений, напрямую зависит от рентабельности, срока окупаемости и рисковости финансовых вложений. Для России пока не свойственна ситуация, при которой государство инвестировало бы средства в наиболее перспективные или прибыльные сферы экономики, что приводит к нецелевому и неграмотному расходованию бюджетных средств.
Связующим звеном вышеуказанных проблем является далекая от равновесия по параметру "размер ставок - размер поступлений" Налоговая система России. Завышенные налоговые ставки, а также общее количество необходимых к уплате налогов отнюдь не является залогом увеличения поступлений средств в казну, вынуждая предприятия либо признавать себя нерентабельными и закрываться, либо использовать мошеннические схемы ухода от уплаты налогов.