Технология разработки управленческого решения по оптимизации финансового состояния ООО «УРАЗ»
№п/п |
Этапы и шаги разработки управленческого решения |
Реализация шага для разрабатываемого управленческого решения |
1 |
2 |
3 |
1. |
Идентификация проблемной ситуации | |
1.1 |
Определить тип решаемой проблемы |
На этом шаге необходимо определить тип, к которому относится выявленная проблема и обосновать выбор типа |
1.1.1 |
Снижение финансового состояния предприятия |
Снижение коэффициента ликвидности предприятия, снижение оборачиваемости средств и капитала. Данные показатели приводят к снижению финансового состояния предприятия. |
1.2 |
Определить симптомы проблемы |
На этом шаге следует указать, какие индикаторы (например, финансовые коэффициенты) сигнализируют о наличии проблемы, привести их значения и дать оценку того, насколько существенно эти значения отличаются от нормативных |
1.2.1 |
Низкая платежеспособность |
1. Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно имеющимися денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями. Оптимальное значение этого показателя от 0,25 до 0,5. В 2008 г. при нормативном значении 25 коп. предприятие на каждый рубль краткосрочных обязательств имело всего 6,6 коп. денежных средств, в 2009 г. - 7,4, а в 2010 г. - 8,2 коп. Все наши показатели во всех трех периодах меньше норматива, но динамика свидетельствует о некотором улучшении. 2. Коэффициент быстрой ликвидности позволяет определить платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Считается, что этот коэффициент должен быть больше 1 и характеризует ожидаемую платежеспособность предприятия на перспективу 15-30 дней. Данный показатель за период 2008-2010 гг. изменился от 53,2 коп. до 53,0 коп. Это означает, что для уплаты каждого рубля краткосрочных долговых обязательств предприятие имеет только половину необходимых средств. В динамике показатель снижается, что говорит о негативной ситуации, сложившейся на предприятии. 3. Коэффициент текущей ликвидности - является обобщающим и поэтому принят в качестве официального критерия платежеспособности предприятия. |
1.3 |
Построить дерево причин |
Строится дерево причин проблемы по уровням (рекомендуется - до 3-го уровня), по каждой причине необходимо дать пояснение |
1.3.1 |
Причины первого уровня: |
1. Снижение ликвидности 2. Снижение оборачиваемости активов 3. Рост дебиторской задолженности |
1.3.2 |
Причины второго уровня, сгруппированные по отношению к причинам первого уровня |
1.1 Снижение финансовой независимости 1.2 Снижение показателей производственного цикла 1.3 Снижение оборачиваемости денежных средств… |
1.3.3 |
Причины третьего уровня |
1.1.1 Повышение риска банкротства 1.1.2 Возникновение простоев предприятия 1.1.3 Повышение кредиторской задолженности и т.п. |
1.4 |
Выделить управляемые факторы |
На основе дерева причин выделяются управляемые факторы, то есть инструменты, на которые может воздействовать руководитель для преодоления выявленной проблемной ситуации |
1.4.1 |
Цена продукции | |
1.4.2 |
Размер дебиторской задолженности |
Разработка программы работы с дебиторами |
1.4.3 |
Финансовые потребности |
Сокращение финансовых потребностей |
1.4.4 |
Управление СК |
Увеличение собственного капитала за счет реинвестиций из чистой прибыли на 1,4 млн. руб. |
1.5 |
Выделить факторы внешней среды решения |
Следует описать факторы внешней среды, оказывающие наиболее сильное влияние на результаты реализации решения |
1.5.1 |
Рыночный спрос на продукцию предприятия |
Рыночный спрос на продукцию сезонный |
1.5.2 |
Платежеспособность основных клиентов |
Платежеспособность низкая, возникает рост дебиторская задолженность |
1.5.3 |
Инфляция |
Рост цен на материальные запасы |
1.5.4 |
… | |
1.6 |
Определить тип внешней среды |
Следует выбрать, к какому типу нужно отнести внешнюю среду решения: определенности, неопределенности или риска, и обосновать выбор |
1.6.1 |
Условия определенности | |
1.6.2. |
Условия риска |
Риск неплатежеспособности заказчиков |
1.6.3 |
Условия неопределенности | |
2. |
Целевая ориентация решения | |
2.1 |
Сформулировать цель решения |
Необходимо сформулировать цель решения как преодоление выявленной проблемной ситуации |
2.2 |
Построить дерево целей |
Рекомендуется ограничиться формулировкой трёх целей и 1-3 показателей для оценки степени достижения каждой цели, в таблице следует обосновать выбор целей и показателей |
2.2.1 |
Цель 1: … |
Резервы по снижению себестоимости |
2.2.1.1 |
Показатель 1.1: … |
Снижение затрат на материалы |
2.2.1.2 |
Показатель 1.2: … |
Поиск более оптимальных закупок сырья |
2.2.2 |
Цель 2: … |
Снижение дебиторской задолженности |
2.2.2.1 |
Показатель 2.1: … |
Разработка программы работы с ДЗ |
2.2.2.2 |
Показатель 2.2: … |
выявить группу VIP-клиентов, обеспечивающих компании наибольший объем продаж; определить "глубину" задолженности с точки зрения длительности ее существования; идентифицировать виды продукции (бизнес-направления), наиболее обремененные долгами. |
2.2.2.3 |
Показатель 2.3: … |
Ведение реестра "старения" дебиторской задолженности. Первоочередной задачей предприятий является недопущение перехода дебиторской задолженности из разряда текущей в разряд просроченной, а из просроченной - в безнадежную. Именно этой цели служит реестр «старения» дебиторской задолженности. |
2.2.3 |
Цель 3: … |
Оптимизация уровня денежных средств: |
2.2.3.1 |
Показатель 3.1: … |
Для минимизации текущих финансовых потребностей необходимо: 2011-2013г г. снизить запасы и дебиторскую задолженность и удержать на данном уровне кредиторскую задолженность. |
2.3 |
Определить сравнительную значимость целей и показателей |
Для совершенствования финансового состояния предприятия предлагается три варианта решений. Данные варианты должны быть применены полностью. Следовательно выбор альтернативы не нужен. |
5. |
Организация и контроль выполнения решения | |
5.1 |
Утверждение и согласование решения |
Оформить возложения обязанностей приказом, подписанным руководителем |
5.1.1 |
Форма утверждения решения у руководства (приказ, распоряжение и т.п.) |
Приказ |
5.1.2 |
Субъекты, с которыми необходимо согласовать решение (управления, отделы, службы) |
Согласование с финансовым директором |
5.1.2.1 |
Финансовый директор |
Разработка плана финансовых мероприятий |
5.1.2.2 |
Начальник производственного отдела |
Согласование закупки материальных ресурсов |
5.1.2.3 |
Начальник службы сбыта |
Разработка программы работы с дебитором |
5.1.3 |
Разработка плана реализации решения и распределение ответственности | |
5.1.4 |
Создание системы мотивации исполнителей | |
5.2 |
Контроль исполнения решения | |
5.2.1 |
Контролируемые индикаторы исполнения решения и периодичность контроля |
1 2