Совершенствование межбюджетных отношений
И, конечно, эксперты сразу же указывают на Северный Кавказ, в частности - на Чечню. «Центру приходится подкармливать Северный Кавказ, для того чтобы обеспечить там минимальный уровень жизни для населения и чтобы снять остроту социальных проблем», - уточняет Дубенецкий.
Еще одна - маргинальная - гипотеза экспертов: в различии объемов федеральной помощи можно усмотреть пристрастия Центра по отношению к одним губернаторам и игнорирование других - возможно, слишком самостоятельных или даже «опальных». Дотации Центра являются, по мнению аналитиков, в том числе инструментом манипулирования губернаторами. Именно так некоторые эксперты объясняют почти трехкратный разрыв по уровню дотаций между Белгородской областью (примерно 960 руб. в расчете на жителя области) и ее соседкой - Курской областью, которая в 2011 году получит около 3 тыс. руб. в пересчете на каждого жителя.
Дотации, субсидии и субвенции региональным бюджетам из Центра на душу населения | |
10 регионов с минимальными дотациями |
Руб. в год |
Белгородская область |
958 |
Свердловская область |
997 |
Нижегородская область |
1004 |
Красноярский край |
1044 |
Калужская область |
1066 |
Оренбургская область |
1286 |
Вологодская область |
1572 |
Республика Башкортостан |
1762 |
Калининградская область |
1894 |
Новгородская область |
1898 |
10 регионов с максимальными дотациями | |
Республика Бурятия |
12 454 |
Еврейская автономная область |
12 730 |
Чеченская Республика |
13 021 |
Республика Ингушетия |
15 258 |
Чувашская Республика - Чувашия |
20 331 |
Республика Алтай |
29 683 |
Республика Тува |
31 686 |
Республика Саха (Якутия) |
42 998 |
Магаданская область |
48 947 |
Камчатский край 86 |
957 |
В условиях значительных циклических колебаний экономической системы современные подходы к межбюджетным отношениям не позволяют в полной мере эффективно решать возникающие проблемы межбюджетных отношений, в частности обеспечивать поддержку регионов, на которых в наибольшей степени сказывается кризисное состояние мировой экономики.
Прогнозируемый переход на стадию экономического роста позволяет поставить перед межбюджетными отношениями новые задачи. Главными из них являются:
воздействие на формирование инфраструктуры регионов и муниципалитетов для решения федеральных проблем развития экономики;
софинансирование структурных инвестиционных проектов, создающих точки роста и новые рабочие места;
обеспечение инновационной составляющей экономического роста за счет развития научно-исследовательских центров;
выравнивание доступности услуг образования и здравоохранения для жителей конкретных регионов.