Функции и задачи контроллинга
Функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей. К ним относятся:
· Поддержка процесса планирования;
· Учет для целей управления;
· Контроль за реализацией планов, в том числе выявление и анализ отклонений;
· Оценка протекающих процессов и представление отчетности руководству;
· Выработка рекомендацией по возможным решениям и оценка последствий их реализаций.
Контроллинг должен обеспечить адаптацию традиционной системы учета на предприятии к информационным потребностям должностных лиц, принимающих решения, т.е. в функции контроллинга входит создание, обработка, проверка и представление системной управленческой информации. Контроллинг также поддерживает и координирует процессы планирования, обеспечения информацией, контроля и адаптации. Таким образом, в рамках функций и задач контроллинга можно выделить методический, организационный, координационный и консультационный аспекты.
На объем реализуемых в организациях функций контроллинга влияют в основном следующие факторы:
· Экономическое состояние организации;
· Понимание руководством и/или собственниками организации важности и полезности внедрения функции контроллинга;
· Размер организации;
· Уровень диверсификации (мера разнообразия в совокупности) производства, номенклатуры выпускаемой продукции;
· Сложившийся уровень конкуренции;
· Квалификация управленческого персонала;
· Квалификация сотрудников службы контроллинга.
Функции и задачи контроллинга в различных организациях имеют существенные отличия в зависимости от количества реализуемых функций и задач и от особенностей их реализации. В общем виде задачи контроллинга могут быть классифицированы по различным функциональным областям.
. В области учета задачи контроллинга включают создание системы сбора и обработки информации, существенной для принятия управленческих решений на уровнях руководства. Это необходимо для разработки и поддержания в дальнейшем системы ведения внутреннего учета, получения информации о протекании технологических процессов. Важным является подбор или разработка методов учета, а также критериев для оценки деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделения.
Основные задачи в сфере учета:
· сбор и обработка информации;
· разработка и ведение системы внутреннего учета;
· унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений.
. В области планирования поддержка процесса заключается в формировании и развитии системы комплексного планирования, разработке методов планирования, определения необходимой для планирования информации, источников информации и путей ее получения.
Основные задачи контроллинга в области планирования:
· информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок);
· формирование и совершенствование всей «архитектуры» системы управления;
· установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования;
· координация процесса обмена информацией;
· проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость;
· координация и агрегирование (объединение нескольких элементов в единое целое) отдельных планов по времени и содержанию;
· составление сводного плана предприятия.
. В области контроля и регулирования контроль за реализацией планов предполагает разработку методов ведения контроля, определение места его проведения и объем. На основании плановых документов разрабатываются контрольные документы, в которых фиксируются сроки проведения контроля и содержание контрольных операций. Для этого заранее определяются допустимые отклонения контрольных величин. В соответствии с контрольными документами проводится сопоставление фактических и плановых характеристик и выявляется степень достижения поставленной цели. Далее проводится анализ отклонений, и вырабатываются предложения по их уменьшению
1 2