Какие принципиальные изменения произошли в структуре расходов федерального бюджета в последние годы? Какова структура расходов федерального бюджета текущего финансового года и ее особенности
Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2012-2014 год осуществлялось исходя из следующих основных подходов:
) определение «базовых» объемов бюджетных ассигнований на 2012-2013 годы на основе утвержденных Федеральным законом от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;
) определение «базового» объема бюджетных ассигнований на 2014 год, исходя из необходимости финансового обеспечения «длящихся» расходных обязательств;
) уточнение базовых объемов бюджетных ассигнований на 2012 - 2014 годы с учетом:
осуществления с 2012 года финансового обеспечения полиции за счет средств федерального бюджета;
передачи субъектам Российской Федерации федеральных учреждений среднего профессионального образования и учреждений, осуществляющие дезинфекционную деятельность;
передачи субъектам Российской Федерации полномочий в области содействия занятости населения (за исключением социальных выплат безработным гражданам), в части выплат пособий при устройстве детей-сирот в семью;
передачи субъектам Российской Федерации финансового обеспечения содержания детей-сирот в семье опекуна и в приемных семьях, реализации мер по социальной поддержке реабилитированных лиц;
индексации с 1 апреля 2012 года на 6% денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия, с 1 сентября 2012 года на 6 % стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях, с 1 октября 2012 года на 6% фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих;
индексации по уровню инфляции, учтенной в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, публичных нормативных и приравненных к ним обязательств;
компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов с учетом снижения на 2012-2013 годы тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30% (с установлением ставки тарифа страховых взносов сверх установленной облагаемой базы 512 тыс. рублей в 2012 году и 573 тыс. рублей в 2013 году в размере 10 %), а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 %;
индексации с 1 января 2012 года на 6%, с 1 января 2013 года на 5,5%, с 1 января 2014 года на 5,0% расходов на обеспечение выполнения функций (содержание) федеральных государственных органов и обеспечение деятельности федеральных государственных учреждений, в том числе на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц;
проведения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;
увеличения пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц в связи с проведением реформы денежного довольствия;
формирования Федерального дорожного фонда;
завершения реализации отдельных проектов (подготовки к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивостоке в 2012 году, отдельных федеральных целевых программ и объектов капитального строительства, не входящих в федеральные целевые программы);
реализации новых федеральных целевых программ.
С учетом вышеперечисленных подходов структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов характеризуется следующими данными:
Таблица 1. Расходы федерального бюджета Российской Федерации млрд.руб.
Основные статьи расходов бюджета |
Исполнение в 2011 году |
в % к итогу |
Запланировано |
2014 год в % к 2012 году | ||
на 2012 год |
на 2013 год |
на 2014 год | ||||
1. Общегосударственные расходы |
844,6 |
7,6 |
832,9 |
831,0 |
814,2 |
97,7 |
2. Национальная оборона |
1537,4 |
13,9 |
1853,3 |
2329,4 |
2737,4 |
147,7 |
3. национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1242,1 |
11,3 |
1822,0 |
1981,3 |
2072,5 |
113,7 |
4. национальная экономика |
1784,9 |
16,2 |
1797,2 |
1720,5 |
1653,0 |
92,0 |
5. жилищно-коммунальное хозяйство |
234,1 |
2,1 |
136,0 |
104,3 |
73,8 |
54,3 |
6. охрана окружающей среды |
17,6 |
0,2 |
21,7 |
22,6 |
23,6 |
108,8 |
7. образование |
560,0 |
5,1 |
603,5 |
558,9 |
499,5 |
82,8 |
8. культура, кинематография |
88,0 |
0,8 |
86,2 |
84,6 |
82,7 |
95,9 |
9. здравоохранение |
503,7 |
4,6 |
551,1 |
503,3 |
461,8 |
83,8 |
10. социальная политика |
3135,3 |
28,4 |
3895,9 |
4155,3 |
4163,6 |
106,9 |
11. физическая культура и спорт |
44,0 |
0,4 |
40,8 |
40,3 |
27,7 |
67,9 |
12. средства массовой информации |
61,3 |
0,6 |
73,5 |
70,6 |
65,5 |
89,1 |
13. обслуживание государственного и муниципального долга |
350,7 |
3,2 |
388,4 |
482,3 |
579,2 |
149,1 |
14. межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
623,4 |
5,6 |
553,9 |
503,0 |
494,7 |
89,3 |
Итого по основным статьям: |
11027,1 |
100 |
12656,4 |
13387,4 |
13749,4 |
108,6 |
Условно утвержденные расходы: |
- |
- |
- |
343,3 |
833,6 |
- |
Всего: |
11027,1 |
100 |
12656,4 |
13730,7 |
14582,9 |
115,2 |
1 2