Анализ доходной части федерального бюджета
Объем доходов федерального бюджета РФ за исследуемый период менялся в различных направлениях, что естественно, прежде всего, зависело от экономического положения страны.
По итогам 2009 г. рост доходов бюджета составил примерно 120%, что было связано с ростом цен на экспортируемые природные ресурсы, в частности на нефть и нефтепродукты.
Наблюдается обвал цен на нефть, снижение доходов населения и увеличение числа убыточных предприятий, в том числе и коммерческих банков.
Объем ВВП уменьшился на 5,4% по сравнению с предыдущим годом. Вышеназванные факторы стали причиной отрицательного прироста доходной части федерального бюджета, который составил -21%. Такое снижение доходов в совокупности с ростом расходов обусловили наличие дефицита федерального бюджета в размере 2,3 трлн. руб.
Соотношение налоговых и неналоговых поступлений постепенно с каждым годом меняется в сторону увеличения доли неналоговых и соответственно уменьшения налоговых доходов.
В 2009 году факторами такой тенденции стали резкое снижение поступлений налога на прибыль и увеличение дохода от использования государственного имущества.
При сравнении структуры налоговых доходов за 2009-2010 гг. следует отметить, что наиболее существенные сдвиги произошли в доле поступлений от НДС, которые в 2010 г. в совокупности составили 41% от налоговых доходов, сократившись на 8% по сравнению с предыдущим годом.
Несмотря на это, доля данного налога в структуре налоговых доходов для обоих годов остается самой высокой.
Также значительную долю представляют собой налоги, платежи и сборы за пользование природными ресурсами, которые в 2010 году составили 31% всех налоговых доходов, что выше данного показателя за 2009 году на 6,5%. Такой рост можно связать с ростом мировых цен на нефть.
Рисунок 1 - Изменение доходов Федерального бюджета, млрд. руб.
Несмотря на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,3% к ВВП в 2010 году, до 16,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением в 2013 году до 16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 6,9% к ВВП в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются на 0,2% к ВВП (рисунок 1)
Прогноз доходов федерального бюджета на 2012-2014 годы рассчитан на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, одобренных Правительством Российской Федерации 21 апреля 2011 года.
Рисунок 2 - Поступления доходов в федеральный бюджет в 2009 - 2011 годах
Основную долю доходов федерального бюджета в 2011 году по-прежнему будут составлять доходы от уплаты НДС - 35 % (оценка 2008 года - 23,6 %), таможенных пошлин - 33,4 % (39,4 %), НДПИ - 11,5 % (18 %), налога на прибыль организаций - 7,3 % (6,9 %), акцизов - 2,0 % (1,5 %).
Таблица 2 - Структура и динамика нефтегазовых доходов федерального бюджета по видам доходов приведена в следующей таблице.
Наименование налогов и платежей |
Оценка 2008 года, млрд. рублей |
Прогноз 2009 года, млрд. рублей |
Прогноз 2010 года, млрд. рублей |
Прогноз 2011 года, млрд. рублей |
Темп роста к предыдущему году, % |
Темп роста 2011 года к оценке 2008 года, % | ||
2009 год |
2010 год |
2011 год | ||||||
НДПИ при добыче нефти |
1 674,9 |
1 330,6 |
1 314,3 |
1 350,9 |
79,4 |
98,8 |
102,8 |
80,7 |
НДПИ при добыче природного газа |
91,3 |
92,7 |
93,8 |
94,7 |
101,5 |
101,2 |
101,0 |
103,7 |
НДПИ при добыче газового конденсата |
8,7 |
10,1 |
11,8 |
13,5 |
116,1 |
116,8 |
114,4 |
155,2 |
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую |
2 102,9 |
2 089,6 |
1 997,9 |
2 039,3 |
99,4 |
95,6 |
102,1 |
97,0 |
Вывозные таможенные пошлины на газ природный |
481,0 |
596,4 |
560,5 |
580,6 |
124,0 |
94,0 |
103,6 |
120,7 |
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти |
585,8 |
573,1 |
547,9 |
558,4 |
97,8 |
95,6 |
101,9 |
95,3 |
ИТОГО доходов |
4 944,6 |
4 692,5 |
4 526,2 |
4 637,5 |
94,9 |
96,5 |
102,5 |
93,8 |