Анализ положения дел в отрасли
Вследствие прихода на российский рынок мировых автопроизводителей спрос на АБС-пластик к 2012 году должен составить 120 тыс.тонн. В тоже время в ближайшие годы производство АБС-пластика планирует запустить только «Нижнекамскнефтехим». Мощность установки составит 60 тыс.тонн. Таким образом, спрос на данный полимер почти в два раза перекроет внутреннее предложение.
АБС - полимер для автомобилестроения
Акрилонитрилбутадиеновый пластик (АБС-пластик) является продуктом сополимеризации акрилонитрила, бутадиена и стирола, то есть модификацией ударопрочного полистирола. Оптимальное сочетание акрилонитрильных и бутадиеновых звеньев с фрагментами стирола обеспечивает АБС эластичность и необходимую ударопрочность, что делает его одним из самых востребованных пластиков для производства сложных формованных изделий с высокой степенью вытяжки.
По своим техническим характеристикам (прочность, коррозионная стойкость, легкость и др.) они успешно конкурируют, в первую очередь с металлом и стеклом в производстве автомобилей. На основе АБС-пластика и композиций на его основе производятся детали интерьера и экстерьера автомобиля. Сюда относятся панели, каркасы, щитки панели приборов, обрамление окон, облицовка дверей и другие детали салона, решетки радиатора, колпаки колес, корпуса фонарей и наружных зеркал, горловина воздухозаборника, облицовка дверей, бампер и др.
Прогноз развития этого сегмента в настоящее время связан исключительно с открытием своих производств в России зарубежными автоконцернами. Перенос производств в регионы является общемировой тенденцией. Можно предположить, что в рано или поздно большинство иномарок, реализуемых в России, будет собрано в России. Вопрос заключается в продолжительности этого процесса. Министерство экономического развития и торговли РФ предлагает к исполнению целевую программу развития российского автопрома в 2005-2011 гг., которая направлена на стимулирование зарубежных автопроизводителей к открытию сборочных производств в России. МЭРТ рассматривает два развития ситуации. Первый путь - сохранение уже работающих сборочных производств, второй - приход новых автоконцернов.
Рисунок 1 - Прогноз развития российского автопрома МЭРТ РФ
Главным препятствием на пути автопроизводителей является отсутствие в России обслуживающих производств. Производство качественных комплектующих пока отсутствуют. Из-за этого практически все детали для своих автомобилей, собираемых во Всеволожске, Ford завозит из-за рубежа. А французская Renault даже отказалась от льгот по уплате таможенных пошлин из-за опасений не достичь необходимой для этого 50%-ной локализации производства.
Основная же причина отсутствия в России мировых производителей автокомплектующих заключается, прежде всего, в недостаточном уровне спроса. Западные автоконцерны еще не могут обеспечить своих смежников крупными заказами. Но скоро ситуация может измениться, если вслед за Ford, GM и Renault в Россию придут Toyota, Nissan и Volkswagen. Тогда сборка иномарок в России вырастет в разы, возрастет и спрос на качественные автокомпоненты, производство которых, наконец, может стать рентабельным. Производители комплектующих уже готовятся к этому и начали поиск площадок под свои заводы. Первым из мировых производителей автокомплектующих в Россию, скорее всего, придет Denso. Японский концерн Denso, который специализируется на производстве деталей для автомобилей, объявил о строительстве завода в Ленинградской области. Японская компания с годовым оборотом в $24,5 млрд объявилась в России почти сразу после того, как основной потребитель ее продукции - Toyota - объявил о намерении построить свой завод в России.
Таким образом, более вероятным сценарием будет являться приход зарубежных автопроизводителей в Россию, а следом за ними и производителей автокомплектующих. Возможно, этот процесс несколько затянется во времени. Но, все же можно предполагать, что он состоится. Приход в Россию производителей автокомплектующих соответственно вызовет спрос на сырье.