Составление проектов бюджетов
Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований. Непосредственное же составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются в порядке <consultantplus://offline/ref=21C236E754D1CFB743605D7E321F8120F034DC8B61853351DB08F00FFF3ECFA9FC07272C3129596BuAA7O> и сроки, установленные Правительством в соответствии с Бюджетным кодексом и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период. Внесение Министерством финансов проекта федерального закона о федеральном бюджете и уполномоченным органом проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов в Правительство Российской Федерации осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проектов указанных законов в Государственную Думу.
Проект бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов составляются в порядке и сроки, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями Бюджетного кодекса и принимаемыми с соблюдением его требований законами субъектов Российской Федерации (муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования) и утверждаются сроком на очередной финансовый год или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период). Например, Правительство Ульяновской области вносит на рассмотрение и утверждение в Законодательное Собрание Ульяновской области проект закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 10 октября текущего финансового года, а Правительство Орловской области вносит на рассмотрение областного Совета народных депутатов проект закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 15 октября текущего года.
Составление проекта бюджета основывается на Бюджетном послании <consultantplus://offline/ref=21C236E754D1CFB743605D7E321F8120F83CDE846A8C6E5BD351FC0DF83190BEFB4E2B2D312959u6AEO> Президента Российской Федерации, прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории, основных направлениях бюджетной и налоговой политики. На региональном уровне составление проекта бюджета может основываться, кроме оснований, установленных Бюджетным кодексом, на Бюджетном послании Главы администрации субъекта Российской Федерации (которое, в свою очередь, должно соответствовать положениям Бюджетного послания Президента).
Бюджетное послание <consultantplus://offline/ref=21C236E754D1CFB743605D7E321F8120F83CDE846A8C6E5BD351FC0DF83190BEFB4E2B2D312959u6AEO> Президента Российской Федерации, направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В послании определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Например, в бюджетном послании Президента РФ основными направлениями бюджетной политики на 2012 - 2014 годы были определены интегрирование бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны, закрепление с 2015 года правил использования нефтегазовых доходов и установление ограничений на размер дефицита федерального бюджета, снижение ставок страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, организациям, осуществляющим основную деятельность в области социального обслуживания населения и благотворительным организациям, обеспечение справедливого налогообложения доходов, улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны, повышение отдачи от использования государственных расходов (в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг), снижение роли государства в непосредственном управлении экономическими активами (определение графика приватизации крупных пакетов акций в ключевых контролируемых государством компаниях), кардинальная перестройка системы государственных закупок (создание федеральной контрактной системы), расширение применения механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов модернизации производства и внедрения инноваций, завершение разработки поправок и внесение изменений в Бюджетный кодекс по вопросам государственного и муниципального финансового контроля, а также применения мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, обеспечение эффективной децентрализации полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, утверждение Концепции создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет), направленную на повышение открытости, прозрачности и подотчетности финансовой деятельности публично-правовых образований, обеспечение доступности и достоверности информации для всех заинтересованных пользователей, повышение качества финансового менеджмента в секторе государственного управления, и начать реализацию этой Концепции.