Система налогообложения малого бизнеса в РФ
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает основные налоги и сборы, а также элементы налогообложения. В частности, особое внимание отводиться следующим аспектам налогообложения, касающихся малого предпринимательства:
. Принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;
2. Основания возникновения, изменения, прекращения обязанности по уплате налога, а также порядок и сроки уплаты в бюджет налогов и (или) сборов;
. Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
. Формы и методы налогового контроля;
. Ответственность за совершение налоговых правонарушений;
. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Налоговым Кодексом установлены различные уровни налогообложения, и как следствие - налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные, что пополняет бюджеты всех уровней.
Статья 13 Налогового Кодекса устанавливает следующие федеральные налоги и сборы:
−
Налог на добавленную стоимость;
−
Акцизы;
−
Налог на доходы физических лиц;
−
Налог на прибыль организаций;
−
Налог на добычу полезных ископаемых;
−
Водный налог;
−
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
−
Государственная пошлина.
Региональные устанавливаются статьёй 14 Кодекса, и относят к региональным следующие налоги:
−
Налог на имущество организаций;
−
Налог на игорный бизнес;
−
Транспортный налог.
Статья 15 Кодекса устанавливает местные налоги, к которым относятся:
−
Земельный налог;
−
Налог на имущество физических лиц.
Рассмотрим особенности уплаты некоторых, существенных для малого предпринимательства, налогов. Прежде всего - НДС.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются (гл. 21 НК РФ):
−
организации;
−
индивидуальные предприниматели;
−
лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
Все налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения налогоплательщика.
Добавленная стоимость представляет собой ту часть стоимости товара (работ, услуг), которую производитель товара добавляет к стоимости затрат (сырья, материалов, работ и услуг третьих лиц, использованных в процессе производства).
Таким образом, стоимость товара (СТ) складывается из стоимости сырья, материалов (ССМ) и других указанных компонентов, т.е.:
СТ = ССМ + ЗП +
ОСФ + АО + Р + П, (1.1)
где:
−
ЗП - затраты на оплату производственного персонала, руб;
−
ОСФ - отчисления в социальные фонды, руб;
−
АО - амортизационные отчисления, руб;
−
Р - проценты за кредит, некоторые налоги и другие расходы;
−
П - прибыль, руб.
Добавленную стоимость (ДС) можно теоретически определить двумя способами:
) путем сложения компонентов, формирующих цену товара с суммой НДС;
) путем вычитания из суммы отпускной цены товара (по цене реализации) стоимости товара (по цене производства).
При первом способе:
ДС = СТ + НДС. (1.2)
При втором способе:
ДС = СТо - СТ, (1.3)
где:
СТо - стоимость товара по свободным отпускным ценам;
СТ - стоимость товара по цене производства.
Сумма налога на добавленную стоимость (НДС) составит:
НДС = ДС ставка НДС, %. (1.4)
В настоящее время в РФ применяются три ставки налога на добавленную стоимость - 0,10% и 18% (ст. 164 НК). От уплаты НДС освобождены налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы.
Основным документом, регламентирующими учет, начисление, расчет и уплату налога на добавленную стоимость, является Налоговый кодекс РФ. Учет налога на добавленную стоимость ведется на активном счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (субсчета по видам ценностей) и активно-пассивном счете 68 «Расчеты по налогам и сборам « (субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»).
Объектом налогообложения у акцизов является оборот по реализации подакцизных товаров в производственной сфере. Государство использует акцизы для пополнения доходов бюджета и регулирования спроса и предложения на отдельные товары.
Налогоплательщиками в бюджет акцизов являются юридические лица - организации (предприятия), индивидуальные предприниматели, производящие продукцию.