Налоговое планирование на предприятии
вся бюджетная сфера;
предприятия, которые в принципе нуждаются в НДС, но в данный момент имеют переплату по нему (экспортеры, льготники, использующие ставку 10% или просто налогоплательщики, которые закупили больше товарно-материальных ценностей, чем реализовали в данном налоговом периоде);
прочие покупатели, для которых не принципиально наличие документов на товар и НДС в них (включая покупающих за неучтенный нал и недобросовестных налогоплательщиков);
наши покупатели (а также их покупатели и т.п.), перепродающие наши товары (работы, услуги) всем указанным лицам, при условии их перевода на посреднические договоры.
Вспомогательная компания вводится с целью разделения финансовых потоков в группе предприятий: продукцию, которую нужно продать с НДС (покупателям, которым вычет НДС необходим) реализуют через основное предприятие, а продукцию без НДС - в розницу или "мелким оптом" - через вспомогательную фирму-СЛН, обычно находящуюся на "упрощенке" или "вмененке" (или используется и то и другое, или простое товарищество субъектов УСН 15%, то же простое товарищество с участием офшора и т.д.). Производство продукции тоже делится (по сути, формально) на два предприятия: часть площадей и оборудования берет в аренду (или имеет в собственности и эксплуатирует) основное предприятие (на ОСН), а часть - вспомогательное (на УСН).
Аналогичным образом решается вопрос с закупом комплектующих, сырья и материалов, оплатой услуг и работ сторонних организаций - часть приобретается на основное предприятие, остальное - на вспомогательное. Главное, чтобы объем производства готовой продукции на вспомогательном предприятии был примерно равен возможному объему ее реализации покупателям, не нуждающимся в НДС. Так решается первая задача - полное освобождение от НДС той части оборота холдинга, которая может быть продана покупателям, не нуждающимся во "входном" НДС (соответственно сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, пропорционально снижается). Обороты эти могут быть весьма существенными - согласно нашей практике, вплоть до 50-100% от общего объема реализации. Однако обычно уже 5-10% таких оборотов достаточно, чтобы схема дала ощутимый эффект, а затраты на ее внедрение окупились.
Желательно, чтобы приобретаемые товары (работы, услуги) "без НДС" преимущественно приходились на вспомогательную компанию. Это, конечно, не означает, что вспомогательное предприятие будет закупать все "без НДС", а основное - "все с НДС". Речь идет об изменении пропорции, причем в разумных пределах (возможен также вариант, когда основное предприятие с небольшой наценкой реализует вспомогательному сырье, купленное с НДС).
В результате такого изменения в структуре себестоимости готовой продукции у основного предприятия повысится доля материальных расходов - закупаемых товаров (работ, услуг) с НДС и, соответственно, снизится доля закупаемых товаров (работ, услуг) без НДС, зарплаты и отчислений с нее, налогов, процентов по долговым обязательствам и прочих затрат "без НДС", а также снизится рентабельность. И, наоборот, в структуре себестоимости готовой продукции у вспомогательной компании повысится доля закупаемых товаров (работ, услуг) "без НДС", зарплаты, налогов, процентов и повысится рентабельность, а доля "НДС-возмещаемых" расходов снизится. Конечная цена реализации в обоих случаях будет примерно одинаковой (т.е. рыночной), а вот структура цены - разной.