Сущность налогов и их роль в экономике государства

В связи с этим, в рамках социальной функции реализуются три основных типа налоговых отношений.

Первый тип возникает между налогоплательщиком и государством по поводу формирования страховых социальных фондов, второй - между властными структурами различных уровней при распределении налоговых доходов, полученных на данной территории, третий - между плательщиками и государством в случаях дифференцированного обложения различных категорий налогоплательщиков.

Социальная функция призвана реализовать налоговые отношения, способствующие снижению социальной напряженности вследствие резких различий в доходах налогоплательщиков. Эта цель достигается посредством прогрессивного обложения высоких доходов. Нелинейность прогрессии и предельные ставки налогов существенно воздействуют на поведение налогоплательщиков, доходы бюджета и состояние экономики. Высокие предельные ставки препятствуют стремлению плательщика к увеличению его дохода посредством интенсификации труда, а малая дифференциация ставок может привести к резкому разграничению получателей высоких и низких доходов. В первом случае возникает противоречие экономических интересов высокооплачиваемых граждан и государства, как в части формирования бюджетных доходов, так и в отношении роста производительности труда, во втором - наличие противоречия между налогоплательщиками и государством осложняется обострением противоречий налогоплательщиков - получателей различных доходов.

Налоговые отношения, реализуемые в рамках социальной функции отличаются сложной структурой и многообразием субъектов, что порождает комплекс противоречий экономических интересов, разрешение которых является необходимым условием достижения целей социальной стабильности.

Выделение других функций представляется либо дублированием вышеперечисленных, либо их членение.

Изложенное позволяет утверждать, что в рамках фискальной, регулирующей и социальной функций реализуется сложная система взаимосвязанных и взаимно противоречивых налоговых отношений, которые порождают, в первую очередь, противоречие экономических интересов их субъектов, обусловленное обособлением собственников доходов и получателей налогов. Поскольку это противоречие детерминировано отношениями собственности, проявляющимися при реализации каждой из функций, оно рассматривается нами как основное противоречие налоговых отношений. Его разрешение требует согласования экономических интересов налогоплательщика и налогооблагающего субъекта посредством нахождения компромисса, сознательного ограничения и самоограничения носителей интересов. Основное противоречие налоговых отношений осложняется противоречием экономических интересов властных структур различных уровней, интересов плательщиков налогов между собой, а также противоречиями субъектов налоговых отношений, обусловленными ограниченными ресурсами и неограниченными потребностями.

К настоящему моменту сформирована достаточно эффективная налоговая система, в основу которой были заложены принципы построения и опыт функционирования налоговых систем развитых стран мира.

Даже ставки по этим налогам находятся на уровне ставок аналогичных налогов в странах с развитой рыночной экономикой (таблица 1).

Таблица 1 Уровень основных видов налогов в европейских странах

Страны

Базовая ставка налога на добавленную стоимость, %

Высшая ставка налога на прибыль корпорации, %

Высшая ставка индивидуального подоходного налога, %

АВСТРИЯ

20,00

39,00

48,00

АНГЛИЯ

17,50

33,00

40,00

БЕЛЬГИЯ

21,00

40,17

55,00

ДАНИЯ

25,00

34,00

46,50

ИТАЛИЯ

19,00

53,20

51,00

НОРВЕГИЯ

20,00

28,00

41,70

ФРАНЦИЯ

20,60

33,33

56,80

ФРГ

16,00

45,00

53,00

РОССИЯ

20,00

28,00

13.00

ШВЕЦИЯ

25.00

28.00

57,00

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.