Сущность налогов и их роль в экономике государства
Данное сходство является лишь формальным, так как данные ставки налогов применяются к разной налогооблагаемой базе, которая в России более широкая, а, следовательно, и более высокая величина уплачиваемых налогов. Так, например, при расчете налога на прибыль в нашей стране не полностью вычитаются из доходов расходы, связанные с производством и реализацией продукции (расходы на рекламу, на подготовку кадров, на страхование и т.д.). Поэтому при анализе существующей российской налоговой системы и уровне эффективности необходимо учитывать ее особенности, и сопоставлять не величину налоговых ставок, а специфику формирования налоговой базы, к которой данная ставка применяется.
В мировой налоговой практике существует более универсальный показатель налоговой нагрузки на макроуровне. Он определяется отношением суммы всех уплаченных в стране налогов к объему полученного валового внутреннего продукта (ВВП), поскольку он (ВВП) является всеобщим источником всех налоговых платежей независимо от объекта налогообложения.
Исходя из анализа данного показателя (таблица 2), можно сделать вывод, что по этому показателю налоговое бремя российских налогоплательщиков значительно ниже, чем в большинстве экономически развитых стран, и превышает значение аналогичного показателя лишь США и Японии.
Таблица 2. Удельный вес налоговых поступлений в объеме ВВП в развитых странах мира
Страны |
%, ВВП |
Страны |
%, ВВП |
Австрия |
41-45 |
Франция |
44-46 |
Англия |
33-37 |
Швеция |
54-55 |
Бельгия |
46 |
США |
29-31 |
Германия |
37-42 |
Япония |
28-31 |
Дания |
52 |
Россия |
32-33 |
Италия |
37-42 |
- |
- |
При сравнении уровня налогового бремени различных стран необходимо учитывать степень вмешательства государства в различные сферы социально-экономической жизни общества. Так, например, доля налоговых поступлений в казну в общем объеме ВВП в Швеции и Дании превышает 50%, и этот факт не подавляет стимулы к развитию производства. Это объясняется тем, что государство за счет налогов решает многие экономические и социальные задачи, берет на себя ответственность по обеспечению потребности общества в бесплатном образовании, здравоохранении и других социальных услугах. Поэтому доходы государственного бюджета должны иметь соответствующий уровень поступлений. А, например, в США данный показатель колеблется около 30%, так как бюджет не финансирует здравоохранение, образование и культуру. Следовательно, потребность бюджета в средствах на проведение соответствующих социальных мероприятий становится незначительной, и поступление налоговых доходов может быть снижено.
В России вышеперечисленные задачи перекладываются на плечи налогоплательщиков, которые вынуждены решать их самостоятельно за счет своих доходов. Кроме того, в бюджете каждого государства в различных объемах предусмотрены расходы на осуществление оборонительной доктрины: в России и США около 4% годового ВВП, в Японии - до 1%, в Нидерландах и Бельгии военная служба вообще отменена.