Влияние изменения налога на прибыль на доходы бюджета

К концу 2008г. (в период до введения главы 25 НК РФ) общая рентабельность предприятий в экономике составила 14,4%, что почти в два раза меньше уровня 2001г. (29,3%). В 2009г. рентабельность продукции предприятий составила 10,9 %, что меньше уровня 2008г. на 3,5%.

Отраслевая структура рентабельности предприятий показала, что наиболее рентабельны предприятия связи (33,4% в 2009г.), причем динамика изменения рентабельности обратно противоположна ситуации в экономике в целом - рентабельность предприятий связи повысилась за последние годы. Это свидетельствует о бурном развитии отрасли связи, обусловленное освоением новых видов услуг в данной сфере.

Предприятия промышленности в 2009г. получили показатель рентабельности продукции на уровне 14,4%.

Снижение рентабельности продукции и прибыли предприятий можно объяснить следующими факторами: отмена ограничений на принятие к вычету целого ряда расходов в соответствии со вступлением в силу главы 25 НК РФ, увеличение возможностей для роста амортизационных отчислений отрицательно сказались на величине прибыли предприятий в экономике.

Правда на величину прибыли могла повлиять отмена права предприятий выбирать метод учета выручки для целей налогообложения.

Право выбора осталось только у предприятий с выручкой, не более 1 млн.руб. в квартал, а также для применяющих упрощенную систему налогообложения, но возникшие обязательства в связи с переходом на метод начислений по сделкам, совершенным до вступления в силу главы 25 НК, подлежат рассрочке до 2006г. включительно.

Помня о том, что предоставляемые Госкомстатом данные о прибыли и убытках формируются на данных бухгалтерской отчетности, логично было бы предположить, что изменения в налоговом законодательстве не окажут прямого влияния на размеры декларируемой в отчетности прибыли.

На мой взгляд, снижение прибыли в экономике и внесение изменений в законодательство по налогу на прибыль в части амортизационной политики в первую очередь повлияло на изменения в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования. В 2002 и 2003 г.г. наблюдалось заметное снижение доли прибыли в составе источников финансирования по сравнению с 2001г. (24%) и было равно 20,5% и 17,2% соответственно.

В то же время за счет получения возможности списывать на затраты амортизацию в более значительных размерах доля амортизации в составе источников финансирования увеличилась в 2002 и 2003г. до 23,5%» и 25,2% соответственно. В целом данная ситуация привела к снижению доли собственных средств в составе источников инвестиций, что может свидетельствовать об усилении инвестиционной нагрузки на экономику.

Данный факт также мог быть следствием отмены инвестиционной льготы и снижением стимулов и возможностей к инвестированию. В результате предприятия были вынуждены заимствовать привлеченные средства для осуществления инвестиций. То есть в условиях нехватки собственных ресурсов предприятия в 2002г. стали привлекать на 1,4% больше, чем в 2001г., в 2003г. - на 7,7%

больше чем в 2001г.

Таблица 2.2. Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Инвестиции в основной капитал - всего, млн.руб.

407086,0

670439,0

1165234,0

1504523,0

1360284,0

2186200,0

- в % к ВВП

15,5

13,9

15,9

16,6

16,2

16,4

В т.ч. собственные средства

216569,8

351310,0

553486,2

743234,4

652936,3

911645,4

в % к итогу

53,2

52,4

47,5

49,4

48,0

41,7

из них:

прибыль

53735,4

106599,8

272664,8

361085,5

278858,2

376026,4

в % к итогу

13,2

15,9

23,4

24,0

20,5

17,2

амортизация

■ ■ ■

210907,4

278336,8

319666,7

550922,4

в % к итогу

.

.

18,1

18,5

23,5

25,2

привлеченные средства

190516,2

319129,0

611747,9

761288,6

707347,7

1274554,6

в % к итогу

46,8

47,6

52,5

50,6

52,0

58,3

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал ,% к пред году

88,0

105,3

117,4

110,0

98,3

Перейти на страницу:
1 2 3 4


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.