Перспективы дальнейшего развития НДС в Евросоюзе
Впервые налог на добавленную стоимость внес изменения в структуру косвенных налогов Франции, которая в 1954 году провела замену использовавшегося ранее налога с оборота на НДС. Соответствующая замена базировалась на идее, что НДС, сохраняя достоинства других косвенных налогов, свободен от их основных недостатков. Во-первых, НДС, как и налог с оборота, многократен, поскольку также взимается на каждой стадии производства и обращения и соответственно в отличие от налога на продажи сохраняет возможность воздействия государства на все стадии воспроизводства. Во-вторых, поскольку НДС облагается не вся стоимость оборота каждой стадии, а только лишь добавленная стоимость, он оказывается в прямой зависимости от реального вклада каждой стадии в стоимость конечного продукта (равную сумме добавленных стоимостей всех стадий оборота производства и обращения).
Налог на добавленную стоимость является ведущим звеном бюджетных систем и обеспечивает основную часть всех налоговых поступлений. Он играет доминирующую роль в формировании федеральных бюджетов стран-членов ЕС.
Изучив данный налог можно сделать вывод, что он обладает некоторыми преимуществами и недостатками.
К преимуществам относятся:
. НДС выступает фактором, регулирующим размер цены;
. налог является постоянно поступающим и стабильным доходом государств;
. НДС отличается простотой взимания;
. НДС выступает фактором, который заставляет ликвидировать лишние звенья хозяйствования;
. налог обладает механизмом взаимной проверки плательщиками налоговых обязательств.
Недостатки:
. налог является фактором, сдерживающим развитие производство;
. НДС является фактором, стимулирующим инфляцию;
. НДС - социально несправедливый налог, т.к. он не зависит от платежеспособности плательщика.
В целом же мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет и незначительную зависимость его от характера экономической конъюнктуры. Однако меры по увеличению НДС могут сыграть серьезную и долговременную положительную роль лишь в том случае, если полученные в результате этих мер, дополнительные финансовые средства будут использованы как база для параллельного проведения в рамках активной промышленной политики серьезных налоговых ограничений в целях стимулирования экономического роста.