Проблемы приоритетного направления развития налога на добавленную стоимость

Рассмотрим, как распределяются добавленная стоимость, НДС и выигрыш от снижения ставки НДС по отраслям промышленности и строительству (см. таблицу 3).

Таблица 3

Отрасль

Добавленная стоимость, %

НДС, %

Выигрыш от снижения ставки НДС, %

Электроэнергетика

9,9

18,1

17,2

Топливная промышленность

36,4

37

43

Нефтяной комплекс

30,3

30

35,5

Газовая промышленность

4,3

6,9

4,9

Металлургический комплекс

20

-3,3

-

Отрасли внутреннего спроса

27

40,2

40,1

Машиностроение

14,4

25

20

Легкая промышленность

0,8

1,2

1Д

Пищевая промышленность

7,4

12,0

12,5

Прочие

4,4

7,8

6,4

Строительство

-

11,6

24

Отрасли, на которые приходятся наибольшие объемы НДС, должны стать основными получателями выигрыша от налоговой новации (пропорционально доле уплаченного ими налога). Нефтяной комплекс может получить более трети от всей экономии промышленности на уплате НДС, пятую часть бонуса должно получить машиностроение, шестую - электроэнергетика, восьмую - пищевая промышленность. На отрасли внутреннего спроса, скорее всего, придется около 40 % всего бонуса от снижения ставки НДС. Для строительства выигрыш от снижения ставки НДС может достичь 24 %.

Около трети эффекта от снижения НДС может достаться импортерам, а исходя из структуры импорта - поставщикам машиностроительной продукции, которая составляет более 40 % импорта.

Последствия перехода к единой ставке НДС на уровне 12-13 % могут быть следующими: потери федерального бюджета на 1,9 % ВВП и 800-900 млрд. руб.; прирост поступлений по налогу на прибыль организаций, ЕСН (единый социальный налог) и НДФЛ (налог на доходы физических лиц) в результате увеличения объемов реализации производителей (или сферы торговли) и расширения налоговой базы этих налогов; рост ВВП на 0,2-0,3 % в год; увеличение темпов роста инвестиций в экономике в среднем на 0,4 % в год.

Итак, можно выделить следующие аргументы "за" и "против" перехода к единой ставке НДС.

Аргументы "за". Ускорение экономического роста; создание стимулов для инвестиционного развития отраслей высокой добавленной стоимостью производства, ориентированных на внутренний рынок, в т. ч. привлечение иностранных инвестиций; упрощение администрирования НДС; сокращение доли теневого сектора.

В большинстве стран, применяющих НДС, принята одна ставка налога, по которой облагают товары (работы, услуги) (см. таблица 4).

Таблица 4

Распределение количества ставок НДС, %

Одна ставка

Две ставки

Три ставки

Четыре ставки

Пять ставок

Шесть ставок

53

23

14

9

-

1

Перейти на страницу:
1 2 3


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.