Налогообложение как инструмент политики устойчивого развития и экономической безопасности страны
Налоги являются главным источником финансовых ресурсов, централизуемых в руках государства для обеспечения общественно необходимых и законодательно установленных потребностей общества. С налоговой системой и налоговой политикой связаны интересы не только общества и государства, но и всех граждан, слоев и групп населения, предприятий и организаций, что в свою очередь оказывает влияние на экономическую составляющую национальной безопасности.
Налоги и налоговая политика объективно включены в систему экономической безопасности России:
как инструмент воздействия на экономические и социальные процессы, происходящие в государстве;
как ресурсный фактор, находящийся в руках государства;
как фактор взаимосвязи государства и субъектов экономики (физических и юридических лиц, территорий и т.п.).
Таким образом, налоговый механизм может выступать в качестве средства обеспечения экономической безопасности или, наоборот/может являться источником усиления угроз и рисков.
Изменения, происходящие сегодня в налоговой политике и налоговом механизме, его негативное влияние на развитие экономики не позволяют говорить о финансовой стабильности и экономической безопасности. Поэтому остаются актуальными представляют наибольшую экономическую безопасность следующие факторы в государственной системе налогообложения:
налоговые неплатежи вследствие общего финансового кризиса в реальном секторе экономики;
кризис платежей и продолжение стагнации производства;
усиление «сопротивляемости регионов при передаче федеральных налогов «центру»;
неустойчивость государственной власти и отсутствие неотвратимой ответственности субъектов хозяйственной деятельности.
В российской концепции национальная безопасность трактуется как защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от внешних и внутренних угроз, различных по своей природе -политических, военных, экономических, информационных, экологических и т.д. Главная роль в обеспечении национальной безопасности отводится экономике.
Под экономической безопасностью, согласно Государственной стратегии обеспечения экономической безопасности, понимается «обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внешних и внутренних угроз».
Экономическая безопасность в современном мире можно представить многоуровневую систему, построенную по принципу глобальности охватываемых проблем: Мировое хозяйство=> Государством Регион (город, район)=> Предприятие (организация)=> Личность.
На уровне мирового хозяйства экономическая безопасность представляет собой такой комплекс международных условий сосуществования, договоренностей и институциональных структур, при котором каждому государству члену мирового сообщества обеспечивается возможность свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития, не подвергаясь внешнему и политическому давлению и рассчитывая на невмешательство, понимание и взаимоприемлемое и взаимовыгодное сотрудничество со стороны остальных государств.
Путь к осуществлению международной экономической безопасности лежит через отказ от навязывания моделей развития, от экономического и политического принуждения, через признание права любого народа на выбор собственного пути, через уважение законности существования различных форм собственности и интересов, через сознание того, что «мирный дивиденд» возможен не только в военно-стратегических, но и в экономических отношениях по мере освобождения их от конфронтационности и ориентации на сиюминутную прибыль. В долгосрочном плане даже частный капитал выигрывает гораздо больше от прогресса зарубежных стран, чем от их примитивного ограбления и эксплуатации.
В настоящее время, когда глобализация экономики принимает характер общемировой тенденции, выдвигаются новые, более жесткие требования к участию регионов в конкуренции территориальных условий. В этой ситуации первоочередной целью, стоящей в нашей стране, является обеспечение динамично ускоряющегося развития территорий по совокупности их социально-эколого-экономических функций, то есть достижение устойчивого развития регионов.
Устойчивое развитие регионов обеспечивается в результате реализации целого комплекса факторов. Среди таких факторов особо следует выделить налоговый механизм, значение которого с позиций устойчивого развития проявляется в следующем. Во-первых, это мощный ресурсный фактор, задающий размер материальной базы территориального развития. Во-вторых, это действенный инструмент регулирования регионального развития. В-третьих, это механизм обратной связи и зависимости уровня развития региона от состояния его экономических субъектов. Таким образом, налоговый механизм может выступать как одно из средств обеспечения устойчивого развития или, наоборот, являться фактором нестабильности системы жизнеобеспечения региона.