Налогообложение как инструмент политики устойчивого развития и экономической безопасности страны

В теоретическом плане категория налогового механизма устойчивого развития региона является недостаточно разработанной проблемой. В отечественной науке отсутствует единый подход к семантической трактовке данного понятия, что порождает фрагментарность в исследовании этой сложной комплексной проблемы.

В экономической литературе последних лет с точки зрения регионального развития налоговый механизм идентифицируется с внешним инструментом регулирования развития территории, а исследование системы налогообложения ограничивается, как правило, анализом ее как составной части бюджетно-налоговой политики.

Следует отметить, что в отечественной науке особенности проявления и функционирования налогового механизма в регионах практически не изучены. Кроме того, специфичность российских условий требует адаптации к ним достижений и опыта, накопленных мировой наукой и практикой по исследуемой проблеме. В связи с этим накопившийся в ходе реформирования российской экономики и регионального развития практический материал нуждается в глубоком изучении, систематизации и комплексном анализе.

Проблемам формирования и функционирования налогового механизма в рыночных условиях, вопросам устойчивого развития экономических систем и систем жизнеобеспечения регионов уделяется значительное внимание как в зарубежной, так и отечественной науке и практике.

Так, разработкой аспектов устойчивого развития национальной экономики в целом и регионов в отдельности занимались такие зарубежные и отечественные ученые, как X. Дали, П.С. Дасгупт, Г. Хеал, Р.М. Солов, Ж.М. Хартвик, М.А. Томан, Р. Бишоп, Ж.А. Кроткраймер, Е.С. Баландин, И.Ю. Блам, Э.Е. Дроздовский, Г.А. Кареев, В.Н. Лексин, А.В. Назаренко, А.Н. Швецов.

Мировой и отечественной наукой достаточно пошло изучены как методология налогообложения, так и региональные аспекты развития. Вопросы определения места и роли налогового механизма в системе регионального развития, степень и пути его влияния на устойчивое развитие еще не нашли своего отражения в отечественном региональном налоговедении. Тем более что переходные процессы, имеющие место в российской экономике, обусловливают определенную специфику тенденций на российском уровне.

Необходимо отметить, что отдельным аспектам совершенствования налогового законодательства на уровне регионов, особенностям формирования налогооблагаемой базы в регионах, определению налоговой нагрузки и налогового потенциала регионов РФ уделяется определенное внимание в работах Г.И. Ананьевой, А.Л. Коломийца, АД. Мельника, А.И. Новиковой, А.Б. Паскачева, Р.А. Саакяна, а модели расщепления налогов между уровнями государственной власти предлагаются В.Р. Хафизовой, В.Ф. Семеновым, Г.В. Семеновым, В.И. Сусловым, С.А. Суспициным и др.

Отдавая должное работам названных авторов нельзя, не констатировать, что достигнутый уровень исследований не соответствует задачам нынешнего этапа. Современное экономическое устройство требует комплексных оценок и всестороннего изучения организации налогового механизма устойчивого развития региона.

Со времени утверждения региональной парадигмы в естественных науках до настоящего времени все чаще обнаруживаются дополнительные аргументы в пользу подходов, рассматривающих региональное развитие как определяющее и задающее тенденции в общегосударственных принципах. В рамках такого подхода целеполагающей основой регионального развития становится достижение устойчивости. Финансовая база такого развития обеспечивается в результате функционирования налогового механизма, формирующего структуру и величину налоговых потоков, которые являются наиболее значительным элементом бюджетных доходов. Помимо этого, о значении налогового механизма в достижении устойчивого регионального развития в известной мере можно судить на основе концептуальных разработок общей теории налогов и опыта политики «рейгономики». Действительно, налоговый механизм, - это не только инструмент образования и мобилизации доходов государства, но и наряду с этим эффективный рычаг государственного регулирования национальной экономики в целом и регионов, в частности.

В мировой практике вопросы регионального развития на протяжении всего двадцатого столетия оказывались в центре научных и общественных интересов различных стран. В зарубежных странах накоплен богатый опыт управления региональным развитием.

Однако прежде чем приступить к обобщению мировых концепции регионального развития, следует методологически определиться в использовании терминов и раскрыть содержание понятий региона и регионального развития.

Так, в настоящее время в регионалистике не сформулировано четкое определение понятия региона. Поскольку это понятие можно рассматривать с различных сторон, постольку можно выделить следующие наиболее интересные подходы в трактовке анализируемого термина.

Перейти на страницу:
1 2 3


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.