Развитие федеральных, региональных и местных регулирующих инструментов через механизмы налоговой конкуренции
Рост доли налоговой базы НДФЛ в ВВП наблюдался и на федеральном и на региональном уровне. Доля налога на доходы физических лиц в налоговых доходах федерального и регионального бюджетов в 2003-2007 гг., отражена в таб. 4.
Таблица 4. Динамика доли налога на доходы физических лиц в налоговых доходах федерального и регионального бюджетов в 2003-2007 гг. (%)
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Налог на доходы физических лиц РФ (ВВП)в % |
3,44 |
3,37 |
3,27 |
3,46 |
3,84 |
Налог на доходы физических лиц РД (ВРП)в % |
4,4 |
4,5 |
4,6 |
4,2 |
5,0 |
Налог на доходы физических лиц РД (% к налоговым доходам бюджета) |
38,3 |
34,4 |
34 |
31,9 |
33,0 |
Как видно из табл. 4, в 2007 г. 33% налоговых доходов бюджета приходится на долю налога на доходы физических лиц, что свидетельствует о высоком налоговом бремени низкодоходной части населения, отрицательно воздействуя на социально-экономические процессы регионального и муниципального развития. В тоже время, на региональном уровне доля НДФЛ в налоговых доходах бюджета сократилась на 5,3 % в 2007 г. по сравнению с 2003 г.
ЕСН, будучи по своей сути «объединением» социальных платежей с фискальной надбавкой - имеет неустойчивую динамику как источник пополнения бюджетных средств, однако в 2006 г. была достигнута некоторая стабилизация поступлений по ЕСН на уровне 2005 г., которая сохранилась и в 2007 г.(табл. 5)
Таблица 5. Динамика доли ЕСН и динамика фонда оплаты труда в 2003-2007 (%)
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
ЕСН РФ (без учета страховых взносов на ОПС) ВВП в % |
3,68 |
3,49 |
1,99 |
1,96 |
1,99 |
ЕСН РФ (% к налоговым доходам бюджета) |
8,2 |
8,4 |
8,58 |
8,56 |
8,61 |
Поступления налогов и сборов на социальные нужды(ВВП)в % |
6,62 |
6,29 |
4,87 |
5,44 |
5,60 |
Фонд оплаты труда(ВВП)в % |
42,12 |
41,05 |
39,22 |
41,80 |
44,80 |